X

Первому в мире седельному тягачу исполнилось 130 лет

В этот день, 9 марта 1856 года родился граф Альбер Де Дион, который вошел в историю как один из родоначальников автомобилестроения и автор сорока интересных изобретений. В 1883 году совместно с двумя механиками – Жоржем Бутоном и Шарлем Трепаду он организовал предприятие по производству небольших паровых экипажей.

А в 1894 году он построил первый в мире седельный тягач, тоже с паровым двигателем. А на следующий год был продемонстрирован седельный тягач с полуприцепом-омнибусом, в котором размещались два десятка пассажиров.

Перший у світі сідловий тягач (1894 р.)

Еще в 1889 году Де Дион начал работать над двигателем внутреннего сгорания. Именно он изобрел систему электрического зажигания от искры высокого напряжения, которая в принципе применяется и сегодня.

Трицикл з двигуном розробки Де Діона (1895 р.)

В 1895 году изобретатель изготовил свой первый, еще миниатюрный мотор (185 см куб., 0,75 л. с.) и установил его на легкую трехколесную коляску – трицикл. Позже, в 1898 году появилась и четырехколесная конструкция – квадрицикл, с мотором 1,75 л. с.

Альбер Де Дион (на фото справа) и Жорж Бутон на одном из первых автомобилей собственной разработки (1899 г.)

А на следующий год конструктор построил и свой первый автомобиль – De Dion Bouton D, который представил на Парижском автосалоне. Машина имела кузов типа vis-a-vis: четверо пассажиров размещались там на двухместных сиденьях лицом друг к другу.

De Dion Bouton D vis-a-vis

Одноцилиндровый двигатель (400 см куб.) развивал всего 3 л. с., но тем не менее разгонял машину до 30 км/ч. Автомобили De Dion такого типа, правда с более мощным мотором, до 8 л. с., производились четыре года и их было выпущено по тем временам немало – 2270 ед.

Подвеска типа “Де Дион”

Характерной особенностью первых машин De Dion была оригинальная подвеска задних ведущих колес. Подрессоренные качающиеся полуоси  были соединены жесткой поперечной тягой. Таким образом при езде по неровностям сохранялась перпендикулярность колес по отношению к поверхности дороги. А это заметно улучшало устойчивость экипажа. Такая конструкция применяется на автомобилях до сегодняшнего дня. И она носит название в честь ее создателя – «подвеска типа Де Дион».

Автомобиль De Dion-Bouton (1906 г.)

В 1904 году фирма выпустила первый автомобиль с двухцилиндровым мотором, в следующем году – с четырехцилиндровым. А в 1910 году она – впервые в мире – запустила в производство машину с двигателем V8.

В первое десятилетие XX века фирма De Dion cтала одним из крупнейших производителей легковых автомобилей в Европе. В 1909 – 1911 гг. ее программа включала 14 моделей. Они имели двигатели рабочим объемом, начиная от 0,94 л и до 7,1 л, и мощностью от 8 до 35 л. с.

Армейский грузовик De Dion FR – образца 1914 года

Еще в 1900 году компания выпустила первый развозной фургон на базе легковой бензиновой модели и продолжала производить подобные машины на протяжении ряда лет. А с 1903 года она начала строить и грузовики, рассчитанные на 2 – 3 тонны. Место водителя располагалось   прямо над двигателем, а привод ведущих колес был цепной. Десятилетие спустя фирма был уже крупным производителем коммерческих автомобилей.

De Dion-Bouton (1927 г.)

После окончания Первой мировой войны для фирмы наступили тяжелые времена. Выпуск автомобилей резко упал, а в декабре 1927 года она была объявлена банкротом. В 1931 году после коренной реорганизации компания была переименована и стала называться «Новое общество автомобилей Де Дион в Пото». Однако уже в 1932 году из ее ворот вышел последний легковой автомобиль, а грузовики там выпускались до 1938 года. После этого фирма переключилась на другую продукцию – газогенераторы и железнодорожное оборудование.

Грузовик De Dion-Bouton (1929 г.)