X

Совмещая несовместимое

На автомобильных эмблемах можно встретить все: от простых инициалов производителя, как у Rolls-Royce, до драконов, пожирающих епископов, у Alfa Romeo. Но, пожалуй, две самые необычные тенденции в автомобильной геральдике – венки и сами автомобили.

На автомобильных эмблемах можно встретить все: от простых инициалов производителя, как у Rolls-Royce, до драконов, пожирающих епископов, у Alfa Romeo. Но, пожалуй, две самые необычные тенденции в автомобильной геральдике – венки и сами автомобили.

На автомобильных эмблемах можно встретить все: от простых инициалов производителя, как у Rolls-Royce, до драконов, пожирающих епископов, у Alfa Romeo. Но, пожалуй, две самые необычные тенденции в автомобильной геральдике – венки и сами автомобили.

Венки

Alfa Romeo

Cadillac

Benz

У первых автомобилей, как и прочих сложных механизмов тех времен, например, вагонов, станков и стационарных двигателей, были обязательные в машиностроении пластины-шильдики, приклепанные к раме. Но очень быстро число автопроизводителей выросло, а сами модели стали настолько отличаться, что появилась насущная потребность в эмблемах. Одними из самых первых украшений тех бронзовых или латунных метрик стали лавровые или клеверные венки, которыми со времен олимпийских игр чествовали победителей. Уже тогда фабриканты прослеживали четкую связь между победами в гонках и увеличением заказов на «гражданскую» продукцию. Естественно, первыми «увенчались» венками эмблемы самых активных «спортсменов» (Benz, Cadillac, Fiat, Isotta Fraschini), в конце XIX – начале ХХ века выступавшие во всех мало-мальски серьезных гонках. А вот у Alfa Romeo венок в эмблему «вплели» в 1925 году, в честь победы заводской команды в предтече Ф-1 – первом чемпионате мира в гонках Гран-при.

Флора

Autodelta

Panoz

Jordan

Лист клевера лег в основу эмблем американского Panoz ирландского Jordan GP, французского Brasier и Alfa Corse – гоночного отделения завода Alfa Romeo. А вот остальная цветочно-плодовая тема отражена в автомобильной геральдике куда слабее. Лилии – символ королевской власти выбрали французский Darracq, американские Briscoe и Lewis, причем все они делали вполне доступные автомобили. А известный производитель покрышек Fulda в 50–60-е совместно с Bosch выпускал неказистые микролитражки Fuldamobil с целым кустом благородных цветов на эмблеме. На логотипе AWZ, объединившего все автозаводы ГДР, красовался дубовый лист. Он должен был символизировать крепость союза, но ассоциировался с нацистской символикой, где так же использовались листья дуба. Популярный в США в 20-х Jordan избрал в качестве эмблемы виноградную лозу. Другой символ процветания – пшеничные колоски – так и не помогли «процвести» американскому Dort, британскому Hurlimann и французскому Labourier.

 

Запасные части

Iso

Citroёn

Lancia

Нередко безлошадные экипажи начинали выпускать фабриканты, ранее изготовлявшие для автомобильной промышленности различные комплектующие. Поэтому при желании автомобиль можно «собрать» из отдельных узлов и агрегатов, размещенных на эмблемах тех или иных производителей. Колеса позаимствовать у Studebacker или Karmann, двигатель (на выбор оппозитный – у британского Jowett или V-образный у итальянского ISO), радиатор – у французских BNC или Delanay-Belleville, рессоры – у DAF, рулем разжиться у Lancia и Austin. Пожалуй, самая известная из «узловых» эмблем у Citroёn: в 1905 году Анри Ситроен запатентовал новое зубчатое зацепление шестеренок в механизмах. Перевернутые буквы V на логотипе Citroёn – схематическое изображение тех самых зацепов.

Автомобили

Jeep

Renault

Fisher Body

Часто, не мудрствуя лукаво, первые автомобильные фабриканты (Готтлиб Даймлер, Элвуд Хайнс, братья Рено) просто помещали на эмблемы изображение автомобиля, который выпускали. А вот Jeep, наоборот, недавно решил увековечить образ модели, благодаря которой, собственно, и появилась на свет марка. Речь идет о легендарном армейском внедорожнике Willys МВ. Теперь эмблема фирмы состоит из самых узнаваемых морфологических признаков «виллиса» и выросшего из него Wrangler: радиаторная решетка с семью щелями, круглые фары и прямоугольное ветровое стекло.

Haynes

Antonov

Сергей Суховский
Фото автора и фирм-производителей