X

Технический музей «Машины времени»

«Машины времени» в Днепропетровске – это девятый или десятый автомобильный музей мира, где мне довелось побывать, но он стал первым, в который захотелось вернуться снова.

Собрание старой техники днепропетровского реставратора Михаила Прудникова существует не первый десяток лет, но обрело форму музея полтора года назад. Эта коллекция не попала в тиски хрестоматийных шаблонов и пыльных музейных стен – она живет яркой жизнью, стремясь стать клубом технарей и центром культуры.

Фрагменты истории

Официально «Машины времени» – технический музей. На самом деле это своего рода вырезка из нашего прошлого, фрагмент двадцатого века, перенесенный в век двадцать первый. С большим теплом и знанием дела показана техническая культура 1930–1980 годов. В здешних залах – множество трогательных мелочей из старого быта горожан и селян, типичные для того времени или, напротив, уникальные образцы техники – транспортной, бытовой, промышленной. Автомобили, велосипеды, пишмашинки, телевизоры, мясорубки, одежда, игрушки – все, из чего состояла жизнь наших дедушек, бабушек, а то уже и прадедушек. А молодому поколению тут  особый почет.

Вы думали, на входе будет электронный турникет? Но это же «Машины времени», а значит, шлагбаум и вахтер с телефоном

Осколки советской империи. Многие из этих раритетов найдены новыми уже в наши дни, в том числе и бензоколонка

Отдельная экспозиция в Музее техники – частная коллекция униформы. Все мундиры настоящие, никаких реплик и новоделов

По информации хранителей фондов музея, более богатая коллекция гоночных «Эстоний» имеется только в Риге. В Днепропетровске представлены пять моделей советских болидов

Вместо учебника

«День литейщика» – таким транспарантом на фасаде встречал нас музей техники Михаила Прудникова. «В смысле?» – спросили мы самого основателя. «Современные мальчишки растут – руками ничего делать не умеют!» – был ответ. Неравнодушный человек, которому и без того есть чем заниматься в жизни, Михаил организовал при своем музее серию мастер-классов: «День токаря», «День столяра» и т.п. Это даже не день, а месячник, и детвору города и области везут сюда целыми автобусами. Школьники отливают оловянных солдатиков, строгают скворечники, кроят металл и постигают прочие азы рабочих профессий. Тех, кто приходит с папой и мамой «на часок», ждут особые развлечения. Например, пожарный ГАЗ (интереснейший – из ранних) отдан «на растерзание» – стоит всегда с открытыми дверями, и в нем позволяется хозяйничать детям. А еще есть автобус-кинопередвижка – с трескучим аппаратом, мультиками, познавательными фильмами, вроде тех, что крутили когда-то в качестве киножурнала перед сеансами.

Один из экспонатов, ожидающих реставрации, в комплекте с красками отдан в распоряжение детворы – рисуй на нем что хочешь! Рядом – чудом выживший почтовый фургон, известный среди реставраторов под прозвищем «диверсант»

Столярные верстаки удивляют «детскими» размерами. Все правильно: музейщики готовят День столяра для школьников Днепропетровщины

За кулисами

Уютное кафе (естественно, в том же стиле), размещенное прямо посреди зала на первом этаже, напоминает наши старые «стекляшки» с их огромными окнами, выходящими на шумные улицы. Сидя за столиком, прямо у своего локтя вижу крыло огромного Mercury, «запаркованного» в зале по ту сторону стекла. За ним блестит огромными фарами «боевой» «Запорожец», стайка малышни замерла возле «горбатого» и его конкурента Renault 4. У каждого экспоната свой путь в эти залы, но все они собраны на территории Украины, экскурсоводы рассказывают об этом увлеченно, во всех подробностях. Экспозиция постоянно обновляется, и за счет закромов фундатора, и из запасников других собирателей, так что есть смысл приходить сюда снова и снова.

В дожигулевскую эпоху «Москвичи» были вполне престижным транспортом и пределом мечтаний рядового потребителя

«Боевой» раллийный «Запорожец» – не шутка реставраторов. На них дей­ствительно гонялись профи в 1970-е

«Американцы» здесь не потому, что большие, а потому, что с историей. Например, одна из машин в кадре – из гаража Галины Брежневой

Музей частный, и несмотря на его несомненное социальное значение, финансовой поддержки от государства нет. Владелец пытается вывести рентабельность хотя бы «на ноль», но увы… Налоги, охрана, отопление и хозяйственные затраты съедают все доходы от билетов. Михаил Прудников не ждет от властей денежных дотаций. Но мне кажется, ему было бы интересно узнать, почему его гуманитарный объект, хранящий культурное наследие нации наравне с государственными музеями, должен платить налог на недвижимость и налог на землю на тех же основаниях, что и рестораны с ночными клубами? Наверное, когда ответ появится, мы снимем с повестки дня и другие куда более важные вопросы – истинного патриотизма, коррупции, квалифицированных кадров для промышленности.

Знамение

Реставраторы всей Украины пересказывали друг другу этот случай едва ли не мистическим шепотом. Во время перепланировки под музей старого заводского здания на Крестьянском спуске рабочие наткнулись на засыпанный подвал. В нем нашли – кто бы мог подумать! – неплохо сохранившийся послевоенный мотоцикл ИЖ-49. Очищенный от грунта, он тоже стал экспонатом и размещен прямо на том месте, где его нашли.

На набережной Победы, над которой расположен музей – целый ряд современных автосалонов. Попадут ли их сегодняшние обитатели в подобные экспозиции лет этак через сто?