X

Технология Twin Spark: Две свечи

Именно из гонок пришла ставшая визитной карточкой марки технология Twin Spark, которой в этом году исполняется 75 лет.

Именно из гонок пришла ставшая визитной карточкой марки технология Twin Spark, которой в этом году исполняется 75 лет.

Две свечи

«Гонки улучшают породу автомобиля», – изрек однажды управляющий спортивной командой Alfa Romeo Энцо Феррари. Это определение впоследствии стало философией самых известных марок.

Имя самой Alfa Romeo вписано в скрижали автоистории золотом многочисленных кубков и медалей. И именно из гонок пришла ставшая визитной карточкой марки технология Twin Spark, которой в этом году исполняется 75 лет.

Twin Spark: сначала была Darracq

Появившаяся в 1909 году Anonima Lombarda Fabrica Automobili (A.L.F.A.) начинала со сборки такси французской фирмы Darracq, в то время очень популярных в Европе. Но поскольку эта ниша заполнилась одновременно с устареванием конструкции «дарраков», управляющий A.L.F.A. Уго Стелла решил создать собственный автомобиль. Для этого он переманил из Bianchi Джузеппе Мерози, считавшегося одним из ведущих итальянских конструкторов.

Созданная через год модель 24HP выделялась прежде всего своей довольно прогрессивной 4,0-литровой моноблочной «четверкой» с механическими впускными клапанами, зажиганием от магнето и карбюратором с восходящим потоком воздуха.

Увы, c началом Первой мировой войны производство едва не остановилось: руководство завода так и не смогло заполучить госзаказы. Выручил неаполитанский промышленник и финансист Никола Ромео (что и дало ему возможность в 1915-м сменить Стеллу), загрузивший мощности A.L.F.A. выпуском компрессоров, генераторов и авиадвигателей для военных нужд Италии и ее союзников. При этом Мерози спроектировал два легких авиамотора на базе… автомобильных, в тесной кооперации сотрудничая с другими КБ, также работавшими на «оборонку».

Поэтому неудивительно, что в первых послевоенных «Альфах» – гоночной Р1 и спортивной RL использовано множество решений и принципов, позаимствованных из самолетостроения. Особенно по части двигателей. На RL впервые в серии Джузеппе применил пару распределительных валов, управляющих блоком клапанов в полусферической камере сгорания, и две свечи зажигания на каждый цилиндр. Благодаря последнему решению силовой агрегат Мерози получил собственное имя Twin Spark (с англ. – двойные свечи). Впоследствии эта схема стала визитной карточкой «альфовской» школы моторостроения и без особых изменений используется до сих пор.

Формально синьор Джузеппе ничего нового в Twin Spark не изобрел, просто адаптировал под автомобильный двигатель авиатехнологии. В отличие от большинства своих коллег, «инженьери» Мерози был, как он сам выражался, «…сторонником двигателей с наиболее оптимальной системой питания, развивающих высокую мощность при малых габаритах». В авиамоторах, где цилиндры диаметром менее 100 миллиметров практически не встречаются, применение второй свечи, помимо дополнительной надежности, обеспечивало значительное увеличение процента сжигания топлива, то есть способствовало повышению КПД, снижению расхода и увеличению (на 1 – 3 ед.) детонационной стойкости горючего. Это оказалось справедливым и в отношении автомобилей, особенно гоночных болидов с нагнетателями, которыми вскоре увлекся Мерози. Как и вся Италия с подачи диктатора Бенито Муссолини, дотировавшего гоночные программы итальянских заводов из… госбюджета. Эх, нам бы так!

Twin Spark: за и против

Да, у схемы Twin Spark были свои недостатки: сложность конструкции мотора, значительное повышение стоимости обслуживания агрегатов, дорогущие и недолговечные свечи с платиновым напылением, которые редко выхаживали больше 20 тыс. км. Но, во-первых, на тот момент Alfa Romeo выпускала исключительно дорогие автомобили, соперничавшие c Isotta-Fraschini, Hispano Suiza и Rolls-Royce, и на общем фоне пришедшаяся на Twin Spark «прибавка» выглядела малозаметной. Во-вторых, RL, P1 и пришедшие им на смену 6С и Р2 оказались сверхудачными в спортивном плане. Первый успех был настолько впечатляющим, что банкиры, владевшие контрольным пакетом акций завода, дали добро на создание гоночной команды. В итоге Alfa Romeo стала самой успешной спортивной маркой 20-30-х годов прошлого столетия: на ее счету победы в Targa Florio, Mille Miglia, 24 часа Ле Мана и первом чемпионате мира Grand Prix, прообразе «Ф-1».

Twin Spark поставил перед Мерози еще одну проблему: резкий прирост (примерно на четверть) мощности явно опережал возможности тогдашних шасси. В результате середина 30-х прошла в серьезных исследованиях в области управляемости, которая с тех пор стала основной и, пожалуй, самой привлекательной чертой машин с миланским крестом на радиаторной решетке. Естественно, после схемы Twin Spark.

Современная история «двух свечей» (перерыв в 1961 – 1985 гг. связан с переходом марки на выпуск доступных малолитражек) началась 20 лет назад, когда к 75-летию компании создали модель Alfa Romeo 75. Один из трех предлагаемых на заказ двигателей к ней был создан с использованием технологии Twin Spark, только теперь всем заправляла вездесущая электроника. Примечательно, что данная модификация (2.0i TS) стала самой продаваемой из всех «семьдесятпятых».

Twin Spark: далее везде

А с 1986 года, после вхождения Alfa Romeo в Fiat Group, двигатели Twin Spark стали устанавливаться на все модели AR. Поклонники марки опасались, что «фамильное достояние» станет доступным и другим брендам концерна, но этого не произошло. Сегодня в линейке два мотора с парой свечей на цилиндр – 1,6-литровый 105-сильный 16V и 2,0-литровый 150-сильный 2.0TS, которыми оснащаются и семейный хэтчбек 147, и флагманский седан 166.

 Aston Martin DB4GT

 Первым из конкурентов схему Twin Spark применил Aston Martin на модели DB4GT (1959 – 1963 гг.). Это была топ-версия куда более комфортного «дорожного экспресса для джентльменов» DB4. Укороченная на 5 дюймов база, облегченный за счет плексигласовых задних окон кузов и зажатая подвеска позволили улучшить управляемость. Но самое главное изменение скрывалось под капотом. Благодаря сдвоенным кулачкам распредвалов, трем карбюраторам и паре свечей на цилиндр скромная 3,7-литровая «шестерка» выдавала на-гора 302 л. с. вместо прежних 240. Для своего времени это был один из самых быстрых (241 км/ч, 6,4 с на ускорение до 100 км/ч) серийных автомобилей: он мог разогнаться до 160 км/ч, а затем остановиться меньше чем за 20 секунд.

Александр Маколов
Фото Alfa Romeo