X

Третья древнейшая

Представителями одной из древнейших в мире профессий наряду с журналистами и девицами легкого поведения являются… таксисты! Да-да, как ни странно, история платного извоза начинается как минимум со времен Древнего Рима...

Представителями одной из древнейших в мире профессий наряду с журналистами и девицами легкого поведения являются… таксисты! Да-да, как ни странно, история платного извоза начинается как минимум со времен Древнего Рима…

Представителями одной из древнейших в мире профессий наряду с журналистами и девицами легкого поведения являются… таксисты! Да-да, как ни странно, история платного извоза начинается как минимум со времен Древнего Рима…

Именно в Древнем Риме появился родоначальник всех таксистов. По легендам, некий Ветрувий подвозил пассажиров на своей колеснице, оснащенной прообразом первого в мире таксометра. Прибор состоял из двух концентрических ободов с отверстиями. Они вместе с небольшим ящиком устанавливались на втулке колеса. Через каждые пять тысяч шагов отверстия ободов совмещались, и через них в ящик падал камешек. В конце пути возница пересчитывал камешки, и оплата осуществлялась согласно тарифу. Это помогло свести на нет бесконечные споры о стоимости поездки.

Два дня рождения

В 1639 году английская корпорация коучменов (по-нашему – извозчиков) впервые учредила лицензию на право заниматься извозом. Тогда в Великобритании появились первые официальные такси под названием hackney (разъездная лошадь). Были они довольно громоздкими и открытыми всем ветрам. Лишь спустя почти 200 лет, в 1823 году, в той же Великобритании появились маневренные двухколесные кабриолеты, получившие название кэб. Оно настолько укрепилось за развозными экипажами, что такси на Туманном Альбионе до сих пор именуют кэбами.

Когда в 1886 году появился автомобиль, нетрудно было догадаться, что он скоро заменит лошадей и извозчиков. В 1897 году впервые в мире на автомобиль Daimler Victoria установили механический таксометр. Интересно, что сам прибор был изобретен британцем Джерманом Вильгельмом Брюхом еще в 1891 г., но должное применение ему нашли только через шесть лет.

Ну а официальной датой рождения такси принято считать 22 марта 1907 года, когда на улицы Лондона выехали автомобили, специально предназначенные для пассажирских перевозок и оснащенные таксометрами. В том же году, но чуть позже, 13 августа, таксомоторы появились и за океаном, в Нью-Йорке.

Как спасти Париж…

Такси оставило свой след и в истории Первой мировой войны, сыграв решающую роль в знаменитом Марнском сражении. 5 сентября 1914 года немцы прорвали оборону французов на подступах к Парижу и перешли в наступление. И хотя у армии Антанты были резервные войска, для их переброски на линию фронта не хватало техники. Спасти Францию помогли такси. За одну ночь около 1200 машин перевезли на рубеж реки Марна более 6500 солдат. Это помогло переломить ход сражения, и к 12 сентября французы успешно подавили наступление кайзеровской армии.

Существует несколько легенд о причинах, побудивших таксистов прийти на помощь стране. По одной из версий, патриотичные французы сразу же откликнулись на призыв о помощи и бескорыстно предложили свои услуги для спасения страны. По другой – свой подвиг они совершили не бесплатно, а за 50% стоимости подобной поездки, компенсировав таким образом расходы. И последняя, наиболее правдоподобная: французские таксисты были принудительно мобилизованы для помощи войскам Антанты и сделали это абсолютно бесплатно не по велению сердца, а по принуждению.

…и не дать Америке засохнуть

В первой половине ХХ века такси стало излюбленным видом транспорта американской мафии. Косвенной причиной такой «любви» стал сухой закон, действовавший в Америке с 1920 по 1933 год. Тогда более надежного транспорта для перевозки запрещенного спиртного просто не было. Ведь определить среди сотен одинаковых машин ту, в которой перевозят «огненную воду», было практически невозможно. Гангстеры вкладывали огромные средства в развитие такси и основали не один таксопарк, благодаря чему за 13 лет простые американцы не забыли вкус виски.

В СССР судьба такси была еще более интересной. Приход к власти большевиков в 1917-м привел к тому, что к 1924 году таксисты-частники исчезли как класс. Запоздало осознав, что такси – дело прибыльное, Моссовет решил закупить для нужд извоза 200 автомобилей Renault. Первые 16 машин поставили в СССР год спустя; естественно все они эксплуатировались в Москве. Тогда же началась монополия государства на данный вид деятельности – вплоть до развала Страны Советов частных такси не существовало. Хотя нелегально на поиски «голосующих» людей выезжали и продолжают выезжать как частники, так и водители на служебных машинах – ведь лишняя копейка никому не помешает.

Цвет такси зависит от страны и сложившихся традиций. Так, в Лондоне большинство машин черные, в Соединенных Штатах и России работают, в основном, желтые такси (с черно-белыми или черно-желтыми шашечками). В Германии предпочитают цвет слоновой кости, а в Гонконге используют 3 типа окраски (наиболее распространен красный цвет). Зеленые такси используются в Новой Зеландии, а синие – на островах Лантау.

Евгений Сокур
Фото фирм-производителей