Абсолютная безопасность за рулем: вопрос лишь в цене опций

Некоторые автомобильные производители уже наметили себе цель и даже примерно определились с датой, когда их автомобили перестанут травмировать своих пассажиров, а также пешеходов и велосипедистов. И если с пассивной безопасностью у ключевых игроков рынка дело уже обстоит неплохо, то в разделе «активная безопасность» еще есть большой простор для конкурентной борьбы, победителями в которой снова станут участники дорожного движения.

1

В качестве образца автомобиля, на борту которого присутствуют почти все мыслимые системы безопасности и уже сегодня не  позволяют ему попадать в аварии, мы выбрали одну из самых ярких новинок 2015 года – Audi Q7.

Все ключевые системы пассивной и активной безопасности полным набором присутствуют в Audi Q7, в том числе потому, что не могут не присутствовать, так как являются обязательным оснащением для европейского автомобиля. И этого требует закон, а не желания автовладельцев. То есть автомобили становится дороже, зачастую вопреки мнению их покупателей, просто потому, что государствам исключительно не выгодно, чтобы их граждане погибали в авариях. 

Например, у бортовой системы курсовой устойчивости Q7 по умолчанию есть функция, которая продолжает защищать и тогда, когда водитель уже, возможно, потерял сознание. Она автоматически затормозит автомобиль уже после совершения им наезда. Ведь когда автомобиль отскакивает после удара, он все еще несет угрозу для жизни, если его неконтролируемое уже движение не остановить.

А вот большинство новых элементов активной безопасности, как правило, не обязательны – их можно заказывать за отдельную плату. Впрочем, есть одна, от которой уже скоро отказаться будет нельзя – автоматическое торможение перед пешеходами. Ее уже вовсю тестируют автомобильные СМИ и с недавних пор она – отдельный раздел для изучения в программе независимых тестов Euro NCAP.

В Audi эта система называется pre sense city. Она предупреждает водителя о рисках столкновения с другими автомобилями или наезда на пешеходов до скорости 85 км/ч, а в случае опасности активирует режим интенсивного торможения. Камера замечает пешехода издали и подает сигнал водителю об опасности столкновения, потом тоже самое коротким тормозным импульсом, а если водитель не реагирует и после этого, задействует тормоза на полную.

Audi pre sense basic уже доступна как опция. При обнаружении аварийной ситуации система инициирует предварительные действия по защите находящихся в салоне автомобиля, производя, к примеру, предварительное натяжение ремней безопасности передних сидений, закрывая окна и люк. Ее дополняет pre sense front, которая не дожидается начала аварийного торможения или потери курсовой устойчивости, а сама обнаруживает риск попутного столкновения с впередиидущим автомобилем, и также натягивает ремни и, при необходимости, активирует автоматическое торможение.

Все остальные системы помощи Audi предлагает упакованными в спецпакеты. Например, в пакет «City» входят ассистенты, которые одновременно отвечают за безопасность и за облегчение работы водителя. Ассистент контроля над поперечным движением предупреждает водителя о наличии других транспортных средств в опасной зоне при медленном движении задним ходом, к примеру, при выезде с места на перпендикулярной парковке.

Задний радар мониторит ситуацию с приближающимися объектами и подает сигнал, если есть угроза столкновения. Потом следует короткий тормозной импульс, но автомобиль полностью не остановится, если водитель сочтет, что угрозы удалось избежать.

Этот же радар работает и на систему сигнализации об открытии двери, которая контролирует наличие в опасной зоне других автомобилей или велосипедистов, приближающихся сзади в момент, когда водитель или пассажиры собираются открыть дверь.

Если же автомобиль движется, и система Audi pre sense rear обнаруживает угрозу удара сзади, опять же преднатягиваются ремни безопасности. В этот же пакет входит ассистента перестроения Audi side assist, который контролирует ситуацию позади автомобиля для обеспечения безопасной смены полосы движения.

При буксировке прицепа ассистент езды с прицепом осуществляет автоматическое руление, подчиняясь только указанию направления, которое задает водитель, используя джойстик системы MMI. Также в случае прямолинейного движения задним ходом ассистент сам выруливает так, чтобы автопоезд не двигался зигзагами. А в случае, если из-за избыточного угла поворота руля при маневрировании задним ходом возможен контакт между прицепом и кузовом автомобиля, подается соответствующее предупреждение.

Далее системы идут разрозненно. Audi active lane assist – неоценимый помощник на загородной трассе. Начиная со скорости 65 км/ч, он контролирует полосу движения, используя информацию с видеокамеры, умеет различать даже полустертую разметку и контрвращением руля помогает водителю оставаться в пределах выбранной полосы движения, если он, например, отвлекся или потерял концентрацию.

На борту Q7 можно найти и военное оборудование. Инфракрасная камера (тепловизор) превращает ночь в день, так что ездить по неосвещенным дорогам можно без стресса. Во всяком случае, людей и крупных животных, даже не подсвеченных фарами, видно издалека.

Самая свежая система – помощник при поворотах. Если камера видит приближающийся встречный автомобиль, она автоматически задействует тормоза в том случае, если водитель принял решение совершить опасный маневр поворота перед ним, а проскочить не успеет.

Благодаря тому, что Q7 вооружен радарами, камерами и датчиками не хуже НАТО-вского истребителя, он способен самостоятельно тормозить перед пробками и передвигаться в них. Он сам вычисляет для себе безопасную дистанцию спереди и интервалы по бокам до других автомобилей или ограждения проезжей части, тормозит и после разгоняется, а также сам выруливает, следуя траектории впередиидущего авто, поэтому обучен сам объезжать препятствия.

Q7, правда, может заставить владельцев потерять навык парковки, но на радость страховым компаниям. Потому что этот Audi теперь умеет не только сам парковаться и выпарковываться параллельно, а также въезжать задом на поперечную парковку, но и помочь начинающему водителю аккуратно въехать передом в гараж тесного гаражного кооператива.

На самом деле водитель за рулем с футуристической точки зрения автопроизводителей – уже почти анахронизм. Компания Audi, располагающая колоссальным опытом создания самоходных автомобилей, готова запустить в серийное производство полностью автономную парковку. Водитель дает команду на начало маневра дистанционно, используя приложение в мобильном телефоне, и автомобиль сам паркуется либо выпарковывается. Очень удобно для тесной парковки или, например, лужи под колесами.

Уже само собой разумеющейся считается система распознавания запрещающих дорожных знаков, а матричные светодиодные фары рекомендовано выбирать взамен базовых ксеноновых. Эти фары не только автоматически переключаются с ближнего на дальний и заглядывают в поворот, но и сами вырезают из собственного светового луча попутные и встречные машины так, чтобы продолжать светить дальним светом и освещать обочины. Они также могут издалека выхватывать из темноты пешеходов направленным лучом и сгонять их с проезжей части соответствующей световой сигнализацией.

В самом ближайшем будущем эти фары обзаведутся новыми функциями: общаться с пешеходом при помощи световой графики театра теней – показывать, что уступает дорогу и предупреждать об опасности от встречной машины. Матричные фары будут помечать границы проезжей части нанесением на нее виртуальной разметки, а также подсказывать водителю, сможет ли его автомобиль поместиться в узких местах.

Опциональные системы, с которыми Q7 оказывается одним из самых безопасных авто на дороге, увы, легко накручивают минимум 240 000 грн к базовой цене. Значит ли это, что абсолютная безопасность – удовольствие, которое могут себе позволить только нувориши? И да, и нет. Ведь оберегая тот автомобиль, в котором они установлены, современные системы безопасности пекутся и об окружении в значительном радиусе. Совершенно бесплатно для тех, кто в нем оказался.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





  • Назарий Яремчук

    Нет слов, хороша система. Как и многое у фашистов. Кроме “маленького “НО” – что дальше, если это как-нибудь эти фигни выйдут из строя или заглючат? Эвакуатор? Ремонт “на все деньги”? “Приехали, здравствуйте, девачки”? Сколько рукожопу и дураку девайсов не подкинь, а умнее и сноровистее он, увы, не станет. А риск усугубления ДТП на немотивированном “расслабоне” велик. Рождённым ползать лучше максимум ходить, но ни в коем случае – за баранкой ездить. Их, кстати, ни в лётчики, ни в астронавты “почему-то” не берут.