X

Белоцерковский завод «Росава»: Второй сорт – в брак!

Белоцерковский производитель автошин – завод «Росава» принял решение продавать только первосортную продукцию. Все, что не отвечает высшим стандартам, идет на переработку.

Белоцерковский производитель автошин – завод «Росава» принял решение продавать только первосортную продукцию. Все, что не отвечает высшим стандартам, идет на переработку.

Белоцерковский производитель автошин – завод «Росава» принял решение продавать только первосортную продукцию. Все, что не отвечает высшим стандартам, идет на переработку.

Завод «Росава» привлек к себе внимание журналистов «АЦ», во-первых, своим решением не продавать продукцию второго сорта, во вторых, впечатляющих масштабов рекламной кампанией. Кроме того, автопокрышки «Росавы» стали продаваться не только на базарах, но и в магазинах на фирменных стеллажах, т.е. в более цивилизованных условиях.

Девять месяцев реорганизации

Значительные изменения на заводе за последние девять месяцев аналитики связывают с приходом нового директора по экономике. Финансовая система предприятия подверглась тщательному аудиту и пересмотру, взят кредит для пополнения обо- ротных средств. В результате этих мер финансовая ситуация стабилизировалась. По словам директора по экономике «Росавы» Романа Науменко, в настоящий момент линия по выпуску шин для легковых авто загружена на 110%, началась работа на простаивавшем ранее оборудовании по выпуску шин для грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники.

Торгуют только дилеры

Одна из главных трансформаций на заводе – изменение системы сбыта (ее перевели строго на денежные отношения вместо процветавших донедавна бартера и взаимозачетов). Заместитель коммерческого директора «Росавы» по сбыту Сергей Маклаков рассказал, что в месяц предприятие производит и реализует около 490 тысяч шин для легковушек. Примерно 55% из них продается на внутреннем рынке, остальная продукция идет на экспорт, в основном в Россию. «Росава» является одним из крупнейших поставщиков шин на «АвтоВАЗ», а также на все украинские автозаводы. Предприятие занимает около 60% украинского рынка шин для легковушек.

Качество, а не количество

По словам директора по качеству «Росавы» Николая Гуртового, система контроля качества действует на заводе с момента выпуска первой шины. Свидетельством тому является наличие международного сертификата ISO 9000 с 1991 года и продление его в 2003 году. К шинам предъявляются значительно более высокие требования, чем это предусмотрено действующими ГОСТами. На заводе внедрена система премирования за качество продукции, а не за количество, а также персональная ответственность за допущенные нарушения технологии. Начальник отдела снабжения завода Александр Иванов говорит, что отобраны только надежные партнеры, поставляющие качественное сырье. Предпочтение отдают заводам, сертифицированным по системе ISO 9000. В производственном процессе тоже произошли изменения – налажен автоматический контроль качества выпущенной продукции. В 2004 году запланировано провести ряд мероприятий по дальнейшей модернизации завода. В частности, ежемесячно на техническое перевооружение направляется по 3 млн. гривен – закупается новое оборудование, совершенствуются технологии производства и т.д. Конструкторский отдел разрабатывает новые модели покрышек – для автомобилей, которые начинают выпускать в Украине (Daewoo, Opel), для различных условий эксплуатации (зимние, всесезонные, летние), с более высокими скоростными показателями. За год планируется создать 7-8 новых моделей покрышек, соответствующих европейским стандартам.

В результате мероприятий, направленных на повышение качества, количество бракованной продукции, выпущенной заводом, сегодня не превышает десятых долей процента. От потребителей получено всего две с половиной сотни претензий за год при объеме выпуска 5 млн. штук. Подобный порядок количества рекламаций типичен для современных известных мировых производителей шин.

Нет – второму сорту!

Результаты реорганизации на «Росаве» смогут заметить украинские потребители. В частности, к покупателям будет поступать только качественный товар. «Ранее допускалась реализация продукции пониженной сортности, причем многие недобросовестные продавцы выдавали ее за первосортную. Это негативно отражалось на имидже «Росавы», – говорит Роман Науменко. – Отныне второсортная продукция будет идти на переработку и не попадет в розницу и, следовательно, к потребителям». Для отбора второсортного товара и отправки его на утилизацию на заводе организован специальный участок. Там такие шины разрезают, чтобы изделие стало непригодным для эксплуатации или восстановления. Эту «резину» направляют на специальное предприятие, которое занимается утилизацией резинотехнических изделий.

Еще один положительный результат реорганизации «Росавы», заметный для автомобилистов – сохранение доступных цен на шины, а в перспективе – и упорядочение модельного ряда. Так, сегодня не всегда можно найти модели шин «Росава» с одинаковым рисунком протектора для дисков различной размерности. Уже в скором времени покрышки с определенным рисунком протектора будут иметь свое название и несколько типоразмеров. Подобный принцип формирования модельного ряда использует большинство мировых автопроизводителей. Таким образом, потребителю будет значительно проще подобрать шину с необходимыми свойствами.

 «Иномарки» из Белой Церкви

На Белоцерковском заводе выпускают шины не только под маркой «Росава», но и под другими брэндами.

Как рассказал заместитель технического директора по технологии ЗАО «СП «Росава» Владимир Долгопятов, в шинной промышленности подобное сотрудничество заводов происходит по программе Off-Take (по заказу другого производителя). Так, финский концерн Nokian Tyres поручил «Росаве» выпускать зимние шины нескольких размеров под маркой Nordman. При этом финны предоставили собственный дизайн протектора, а конструкцию шины разрабатывали на «Росаве». На готовое изделие наносят логотип как производителя («Росавы»), так и заказчика (например, Design by Nokian Tyres). На тех же условиях в Белой Церкви по заказу концерна Bridgestone выпускаются всесезонные покрышки под маркой Fortio. Белоцерковский завод таким способом производит 4 – 10 тысяч данных покрышек в месяц (1 – 4% от общего объема производства). Заказчики (то есть Nokian Tyres и Bridgestone) всю выпущенную под «своими» марками продукцию забирают и реализовывают на свое усмотрение – преимущественно в России. «Росава» не имеет права продавать эти шины, поэтому в Украине найти их в продаже практически невозможно.

Сергей Матусяк, Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка