X

День Победы: Willys MB – иномарка нашей войны

Исторический обзор Willys MB – машины для войны, без дверей и кабины. Именно Willys MB был верным спутником наших дедов во время ВОВ.

Исторический обзор Willys MB – машины для войны, без дверей и кабины. Именно Willys MB был верным спутником наших дедов во время ВОВ.

В День Победы мы поминаем наших дедов, невероятной ценой отвоевавших нам жизнь и свободу. А ведь многие из них так и не стали дедами, навеки оставшись двадцатилетними. И вместо девушек у них были ППШ и «трехлинейки», вместо «планшетников» – планшеты с «километровками», а самой модной из тачек считался простецкий Willys MB.

Они не учились в университете, не зарабатывали деньги в конторе или на заводе, не «отрывались» в клубах и на танцплощадках, хотя могли бы. Вместо этого они сражались и умирали за Родину – и еще вопрос, смогли бы современные молодые люди сделать это так же умело и самоотверженно. Мы устроили нашему двадцатилетнему репортеру «встречу» с его сверстником из 1945-го. Рядовой Красной Армии, ковавший Великую Победу, как будто принес с собой часть той, военной жизни – такой далекой, киношной для нас и такой реальной для него: застиранная «хэбэшная» форма, грубые сапоги, винтовка образца 1891–1930 гг. и полноприводный Willys MB, поступавший в СССР из Америки. Не ударить в грязь лицом на этой встрече нашему современнику помог прямой потомок «Виллиса» – Jeep Wrangler второго поколения. Вот такая получилась примерка.

  
  

Без дверей

Ни слова о комфорте. Willys MB – машина для войны, без дверей и кабины. Но садиться за руль нелегко: чтобы запрыгнуть на сиденье, нужно собраться и одернуть тесные джинсы. Усевшись, мы с моим сверстником «из сорок пятого» касаемся друг друга плечами. Колени подняты к самому рулю, так и едешь с полусогнутыми ногами.

Большая баранка заменяет гидроусилитель, стальные рельефные педали трудно нажимать в мягких кроссовках. Но солдат в «кирзачах» не понимает, в чем моя проблема, и легко выжимает тугое сцепление огромной подошвой. «Галерею» табличек на торпедо я изучил еще раньше. В армиях всех стран принято растолковывать водителям, как пользоваться трансмиссией, и уже на американских заводах машины для СССР оснащались табличками на русском.

Весенний ветер треплет мою одежду – в отличие от гимнастерки на моем соотечественнике из далеких 1940-х. Лобовое стекло приоткрыто для вентиляции, а может и откидываться на капот, уменьшая высоту машины. Мне кажется, что это прикольно выглядит, а водитель Willys MB говорит, что это шанс на жизнь под обстрелом.

Пять стрелок на пяти циферблатах: спидометр, амперметр, термометр, указатели количества топлива и давления масла. Информативно.

Существенный минус – неоткидывающийся задний борт, зато на нем крепятся канистра и запаска.

Вместительный бензобак (57 литров) расположился под водительским сиденьем, заливная горловина находится прямо под откидной подушкой.

Со времен «Виллиса» такая трансмиссия считается  классической: жестко подключаемый передний мост, понижающая передача в «раздатке».

Пора в путь

Поворачиваю маленький ключ зажигания и нажимаю ногой на педаль стартера. Мотор отозвался мгновенно и приятно зарокотал… Отпустив «кочергу» в центре торпедо, снимаюсь с ручного тормоза и включаю первую передачу – коротким точным щелчком на себя. А прямо от себя – это не вторая передача, а задний ход. Воевавшие на Willys MB вспоминали, что такая схема переключения удобна, когда приходится выбираться из грязи либо снега раскачкой. Машина трогается довольно резко, что немного удивляет, учитывая возраст и назначение американской иномарки. Живо разгоняюсь, вторая, третья – удивляет наличие синхронизаторов на высших ступенях. Руль вполне четкий и информативный, а вот от затеи сходу взобраться на крутой пригорок меня отговорили: из-за узкой колеи машина склонна к опрокидыванию.

Пушку? Легко!

На современных неровностях автомобиль здорово потряхивает, простейшая подвеска на четырех продольных рессорах жестковата. Иначе нельзя – как же тащить по бездорожью артиллерийское орудие? На фронтах Великой Отечественной американский вояка легко буксировал советскую 45-миллиметровую противотанковую пушку. В американской армии воевали Willys MB с пулеметом или противотанковой пушкой калибра 37 мм за спинками сидений. Какие-то крепления есть на кузове и нашего экземпляра.

Сравнивая Willys MB с его «одноклассником» ГАЗ-67, современники отмечали худшую проходимость «американца», что, в первую очередь, объяснялось его узкой колеей. В то же время он – один из «основоположников жанра» – имеет подключаемый передний мост и понижающую ступень в раздатке. В обеих коробках запаса прочности не наблюдалось, а шестерни мостов были живучими и довольствовались примитивной смазкой типа «Нигрол».

А-70 ему подавай…

Откинув прямо на стекло скругленную по краям крышку капота, находим под ним четырехцилиндровый бензиновый мотор объемом 2,2 литра. В те времена с паспортной мощностью в 60 л. с. (по советским замерам – не более 57 л. с.) он считался «силачом». Крутящий момент в 142 Нм, доступный с 2000 об/мин, обеспечивал легкому джипу (1020 кг) хорошую динамику на старте. Проблемой для водителей Willys MB на войне был дефицит качественного горючего. Иномарка потребляла бензин с октановым числом 66–70, в то время как отечественный «одноклассник» ГАЗ-67Б перебивался смесью 62-го с соляркой или керосином. Некачественные ГСМ сокращали ресурс мотора «американца» до 15 тыс. км, после чего следовал капремонт. На двигателе применяются стандартизированные в армии США узлы: генератор, реле-регулятор, аккумулятор, трамблер, бензонасос, карбюратор, термостат, фильтр тонкой очистки масла. Их и сегодня можно выписать с заокеанских складов – все еще в упаковке военных времен, но по вполне современным ценам.

Мощному двигателю (60 л. с.) требовался высокооктановый бензин.

Официально машина считается четырехместной, но нередко в ней передвигалось больше военных.

С ним в разведку?

Willys MB оставил удивительное впечатление – это сочетание военно-полевой утилитарности с достойным качеством. Куда в меньшей степени это просматривается в его «праправнуке» Jeep Wrangler. Собственно, такая же разница между современным поколением и теми людьми, которые вместе со стариной «Виллисом» победили в той войне.

История

Два сапога пара

В 1940 году военные США объявили конкурс на легкое многоцелевое транспортное средство. Из проектов трех фирм – American Bantam, Willys Overland и Ford Motors – после сравнительных испытаний и доработки лучшим признали Willys. Его и производили на заводах Willys Overland и Ford Motors на протяжении всей войны. Машины, сходившие с конвейера Willys Overland Motors Inc, обозначались как Willys MA, Willys MB. Ford Motor Company выпускал их под именем Ford GP, Ford GPW. Willys сделал около 370000 внедорожников, а Ford – 280000. Кстати, именно от транскрипции фордовского индекса GP (джи-пи) произошло слово «джип».

Wyllis MB

Общие данные

Тип кузова

кабриолет

Дверей/мест

-/4

Габариты, Д/Ш/В, мм

3335/1585/1830

База, мм

2032

Масса снаряженная/полная, кг

1020/1270

Объем багажника, л

Объем бака, л

57

Двигатель

Бензиновый

 

Расп. и к-во цилиндр./кл. на цил.

R4/2

Объем, см куб.

2199

Мощность, л. с. (кВт)/об/мин

60(44)/3600

Макс. кр. мом., Нм/об/мин

142/2000

Трансмиссия

Тип привода

полный

КП

3-ст. мех.

Ходовая часть

Тормоза передние/задние

бараб./бараб.

Подвеска передняя/задняя

завис./завис.

Усилитель руля

Шины

6–16

Эксплуатационные показатели

Максимальная скорость, км/ч

104

Разгон, 0–100 км/ч, с

22

Расх., л/100 км

11

Одна на всех

Помните, как поют в фильме про Победу? «Одна на всех…» Победить сильнейшего противника в 1941–1945 гг. нам помогали союзники. Символично, что сегодня в организации тест-драйва двух полноприводных «родственников» нам содействовал американец – именно в гараже Ника Пиацца нашелся подходящий Jeep Wrangler.

Константин Широкун
Фото Андрея Яцуялка