X

Эконом Ралли Skoda «Gran Pri Украина»: Борьба за бензин

5,68 л на 100 км – именно таким был индекс расхода топлива у экипажа «Автоцентра», участвовавшего на автомобиле Skoda Octavia в финальном заезде Эконом Ралли Skoda «Gran Pri Украина», который прошел 22 октября в Киеве. Для городской, насыщенной пробками и заторами езды – весьма неплохой результат. Впрочем, обо всем по порядку…

5,68 л на 100 км – именно таким был индекс расхода топлива у экипажа «Автоцентра», участвовавшего на автомобиле Skoda Octavia в финальном заезде Эконом Ралли Skoda «Gran Pri Украина», который прошел 22 октября в Киеве. Для городской, насыщенной пробками и заторами езды – весьма неплохой результат. Впрочем, обо всем по порядку…

5,68 л на 100 км – именно таким был индекс расхода топлива у экипажа «Автоцентра», участвовавшего на автомобиле Skoda Octavia в финальном заезде Эконом Ралли Skoda «Gran Pri Украина», который прошел 22 октября в Киеве. Для городской, насыщенной пробками и заторами езды – весьма неплохой результат. Впрочем, обо всем по порядку…

На страницах нашего журнала мы уже рассказывали о полуфиналах Skoda «Gran Pri Украина», проходивших в Днепропетровске, Донецке и Харькове. Возможно, вы помните и о том, что по ходу этих полуфиналов в нескольких классах автомобилей были зафиксированы всеукраинские рекорды экономичности. Превзойти или повторить их в Киеве казалось делом крайне затруднительным – ведь и рельеф в столице посложнее, и дорожный трафик поплотнее. Тем не менее победители региональных полуфиналов решительно отбросили сомнения и прибыли на киевский финал в надежде побороться за главные призы. В итоге на старт гонки, который был дан 22 октября на бульваре Дружбы Народов, вышли 115 экипажей на различных моделях автомобилей Skoda.

Гонка за кошельком

Правила участия в Эконом Ралли предельно просты и понятны. Каждый экипаж получает карту Киева с обозначенным на ней маршрутом и подробной легендой – точь-в-точь такой, какой пользуются штурманы в настоящем ралли. Задача такова: точно следуя легенде, проехать всю 107-километровую дистанцию, уложиться в отведенные три часа и потратить при этом как можно меньше топлива. Естественно, в зависимости от объема и типа двигателя участников делят на классы, в каждом из которых идет сражение за лучший результат.

Незадолго до старта нашу Skoda Octavia 1.6 (А4), как и остальные автомобили, подвергают компьютерной диагностике. Ее цель – обнаружить возможные конструктивные изменения, которым заранее могли подвергнуть стандартные двигатели для снижения расхода. Затем автомобили отправляются на АЗС, где их заливают топливом «по самое горлышко» (это не преувеличение – бензин буквально плескался у горловины бензобака, в чем заправщики удостоверялись при помощи фонариков!). После этого крышки баков пломбируют, а машины вручную подкатывают к линии старта. Соответствующая отметка в легенде, взмах клетчатого флага – мы стартуем! Впрочем, восклицательный знак здесь неуместен – наша Octavia трогается с места без скрипа резины, плавненько и неторопливо.

Пробка – враг раллиста

Первую часть дистанции – Набережное шоссе, Южный мост и проспект Бажана – мы проходим без проблем, плавненько катясь на пятой передаче со скоростью 60 – 70 км/ч. В плане экономичности – как раз то, что надо; всегда бы так ездить… Однако уже на Харьковском шоссе нас поджидают неприятности – перед светофором на пересечении с Привокзальной улицей мы попадаем в длинную тянучку. Ах, как же противно чуть ли не физически ощущать бесполезно сгорающее в пробке топливо! Вся наша троица (пилот, штурман и фотограф) наперебой предлагает возможные варианты объезда, однако это не более чем слова – от легенды нельзя отклоняться ни под каким видом. Забегая вперед скажем, что наш экипаж в этом плане оказался одним из самых пунктуальных – показания одометра разошлись с указанным в легенде расстоянием буквально на 300 метров, что можно списать на разницу в выборе траекторий в поворотах.

Впоследствии мы еще трижды попадаем в пробки или тянучки – на Московском мосту, где как раз в это время проводятся ремонтные работы, возле станции метро «Петровка» и в районе Индустриального моста (киевляне наверняка знают и «любят» эти проблемные места). С другой стороны, нам довольно часто везет со светофорами. Впрочем, «везет» – немного не то слово; скорее это заслуга нашего пилота, который заранее начинает следить за светофором и подкатывается к нему как раз тогда, когда зажигается зеленый.

Экономить всегда

В ходе ралли мы делаем пять остановок – в пяти автосалонах дилеров компании «Еврокар», где в нашей легенде ставят соответствующие отметки. Кроме того, на каждой из контрольных точек нам предлагают поучаствовать в каком-либо конкурсе – на время разобрать и собрать машинку-конструктор, попасть небольшим мячом в баскетбольное кольцо, сыграть в дартс… Однако развлечения развлечениями, а об основной задаче забывать нельзя. В итоге к финишу мы прибываем минут на сорок раньше установленного организаторами «дедлайна» – первыми среди десяти журналистских экипажей, которые соревнуются в отдельном зачете. Здесь наш бак распломбируют и вновь столь же тщательно заправляют «до полного». Количество залитого бензина и есть наш фактический расход на дистанции в 107,7 км. Путем несложных арифметических действий судьи получают итоговый результат – так называемый индекс горючего FEI (среднее арифметическое фактического расхода и расхода на тонну чистого веса автомобиля). У нас FEI равен 5,68 л. Что ж, для 1,6-литровой Octavia с пробегом более 100 тысяч совсем неплохо, хотя на рекорд это явно не тянет.

Вечером в выставочном центре «Киев Экспоплаза» проходит церемония награждения победителей ралли – самые экономные драйверы получают призы от компаний «Еврокар» и «Mobil1». Забавно, что отдельный приз «Самому спортивному» достается экипажу на Skoda Octavia RS, быстрее всех преодолевшему заданную дистанцию (правда, и потратившему при этом порядка 30 литров топлива!). Ну а лучшие показатели наиболее экономных участников просто поражают – например, у победителя в классе DT (дизель) FEI равен 3,56 л, что как раз и является всеукраинским рекордом. Для нас же важнее, что девиз Эконом Ралли «Я так їду: економлю пальне» cтал хорошим поводом объединить владельцев Skoda и показать технические возможности автомобилей этой марки.

 Заповеди экономного водителя

1. Не разгоняться больше 80 км/ч.
2. Избегать резких разгонов и торможений.
3. Тормозить по возможности только двигателем.
4. Двигаться на как можно более высокой передаче.
5. Не включать кондиционер.
6. Не открывать окна и люк в крыше.

 Что мешает экономить?

1. Загрязненный воздушный фильтр.
2. Неправильно отрегулированный карбюратор или загрязненный инжектор.
3. Неправильно выставленное зажигание.
4. Пониженное давление в покрышках.
5. Неправильные углы установки колес.
6. Отсутствие зазоров между тормозными колодками и дисками.

Андрей Волощенко, Владимир Некрасов
Фото Андрея Яцуляка