X

Как на автомобиле впервые преодолели 1000 км/ч

В этот день, более полувека назад, 23 октября 1970 года произошло знаменательное событие в истории автомобиля: впервые в мире он преодолел барьер скорости в 1000 км/ч

Сегодня исполняется 53 года с того дня, как американский автогонщик Гэри Габелич на известном соляном озере Бонневиль в США показал в двух заездах на одну милю 1001,766 км/ч. А на дистанции 1 км рекорд составил 1014,294 км/ч.

Спортсмен выступал на уникальном рекордно-гоночном автомобиле The Blue Flame («Голубое пламя»). И название это было не случайным, ведь проект финансировал один из крупнейших концерном США и Канады – American Gas Associated, который занимался добычей и реализацией природного газа. Более того, двигатель автомобиля работал на сжиженном природном газе и перекиси водорода.

Это был жидкостно-реактивный агрегат – уменьшенная копия силовой установки от… космической ракеты «Апполон». Сравнительно небольшой – наружным диаметром всего лишь полметра и весом 350 кг – он мог развивать силу  тяги до 10 000 кгс, то есть до 53 000 л. с. Правда, для рекордного заезда этот показатель на всякий случай уменьшили до 5 900 кгс, или 34 000 л. с.

Машина длиной 11,61 м имела узкий, остроносый фюзеляж, увенчанный вертикальным килем, и потому сильно смахивала на реактивный самолет-истребитель. Только вместо крыльев у нее по бокам имелись длинные трубчатые фермы, на конце каждой из которой крепилось колесо. Эти фермы выполняли роль своеобразных торсионов. Спереди было сдвоенное колесо, так что машина фактически была четырехколесной. Все колеса были обуты в шины, специально разработанные фирмой Goodyear и гарантировано могли выдержать скорость до 1127 км/ч. Для торможения использовался паршют.

Пробные заезды начались в сентябре 1970 года. С каждым из них гонщик наращивал скорость, и вот наконец 23 октября был зафиксирован долгожданный рекорд: 1000-километровый рубеж остался позади.

Компания  American Gas Associated постаралась не зря: она вовсю использовала это достижение для рекламы своей продукции. Однако построить для Габелича еще более быстрый болид, на котором гонщик собирался преодолеть скорость звука, она не посчитала нужным: славы и так было достаточно. И спортсмен вернулся к своему прежнему занятию – заездах на дрегстерах.