Как на новогодние праздники сделать дороги более безопасными?

Результаты исследования свидетельствуют, что агрессивное поведение одного водителя на дороге может запустить цепную реакцию, побуждая других водителей вести себя так же. Как этого избежать?

0

Сложные погодные условия, мокрые и скользкие дороги, ночное вождение – все эти стрессовые факторы ожидают водителей с приближением зимних праздников. Исследование, опубликованное Лондонской школой экономики и политических наук (LSE), подготовленное при поддержке компании Goodyear, определило еще один стрессовый фактор: эффект цепной реакции, в рамках которого поведение одного водителя влияет на поведение других водителей на дороге.

Агрессивное и неосторожное вождение раздражает других водителей, которые начинают вести себя агрессивно в ответ, повышая общий уровень опасности на дороге. С другой стороны спокойный стиль управления здравомыслящим человеком имеет обратный эффект и способствует созданию более безопасной и менее стрессовой атмосферы на дороге.

«Кроме погодных условий и усталости, на стиль нашего вождения также влияет поведение других водителей, – отметил доктор наук LSE Крис Теннант, руководитель проекта. – На дороге водители обычно руководствуются логикой взаимности. Однако, поскольку большинство взаимодействий между водителями происходит очень быстро, такой подход применяется опосредованно: мы относимся к другим водителям на дороге так же, как к нам отнеслись несколько минут назад – это и есть эффект цепной реакции».

Агрессивное поведение одних водителей побуждает других к агрессивному вождению других, которые по своей натуре очень спокойны. «Правила поведения на дороге важные для водителей», – объясняет Теннант. После просмотра видеороликов, в которых изображена взаимодействие между участниками дорожного движения, большинство опрошенных водителей подчеркнули важность проявления вежливости на дороге, и только 10% заявили, что это неважно. В частности, респонденты отметили, что когда водитель забывает поблагодарить их за то, что ему уступили дорогу, они с меньшей вероятностью еще раз уступят дорогу другому водителю. В рамках исследования был выявлен целый ряд действий, которые провоцируют других водителей на агрессивное вождение, и среди них: изменение полосы движения на загруженных перекрестках, езда вплотную к автомобилю впереди, игнорирование сигналов поворота при маневрировании и несоблюдение полосы движения на автострадах. В то же время в рамках опроса водители признали, что часто прибегают к подобным действиям, даже не осознавая этого, тем самым запуская цепную реакцию агрессивного взаимодействия на дороге.

«Дороги изредка рассматриваются как площадка для социального взаимодействия, где следует применять правила хорошего тона. Результаты нашего исследования показывают, что многие водители рассматривают другие автомобили как не персонифицированные транспортные средства, забывая о том, что за их рулем находятся такие же люди, как и они сами, – отметил Оливье Руссо, вице-президент Goodyear, руководитель подразделения легковых шин в регионе EMEA. – Мы всегда призываем водителей помнить о том, насколько сильно их поведение влияет на поведение других участников дорожного движения. Наше исследование доказывает, что агрессивное и неосторожное вождение запускает цепную реакцию, провоцируя других водителей на агрессию. Это, в свою очередь, приводит к повышению уровня опасности на дороге или даже аварий, которые могут случиться уже тогда, когда сам инициатор агрессии находится где-то далеко. Именно поэтому, каждый из нас ответственен за недопущение возникновения такой цепной реакции».

«Существует немало способов проявления неосторожности на дороге: можно пытаться доминировать, соревноваться, кричать, активно жестикулировать, запугивать – все это провоцирует других водителей на агрессивное и опасное вождение. Несмотря на то, что способов проявления вежливости не так много, они имеют сильный эффект. Уступая дорогу в плотном потоке, благодаря другим водителям, когда они уступают дорогу вам и, извиняясь за причиненные неудобства, вы делаете свой вклад в создание благоприятной атмосферы на дороге, от которой все участники дорожного движения получают взаимную выгоду», – заключает Теннант.

Для такого анализа взаимодействия водителей на дороге, а также исследование влияния поведения одних водителей на поведение других, были проведены опросы фокус-групп в Великобритании и Италии, а также онлайн-опрос более 9000 водителей в 15 странах (Бельгии, Чехии, Германии, Франции, Италии, Нидерландах, Польше, Румынии, России, Швеции, Турции, Словении, Испании, Великобритании и Австрии).

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.