X

Как в Украине зародилось производство автомобилей IVECO

В этот день, 15 февраля 1996 года было зарегистрировано совместное украинско-итальянское предприятие ЗАО «ИВЕКО-КрАЗ».  На нем уже в марте развернулась крупноузловая сборка из итальянских комплектующих легких развозных машин IVECO TurboDaily.

Дело в том, что в Украине в середине 90-х гг. в связи с развитием рыночных отношений возросла потребность в грузовиках легкого класса и в микроавтобусах. А автомобили IVECO TurboDaily, современные по конструкции и экономичные, как раз отвечали этим требованиям. Согласно договору, украинской стороне принадлежало 35% уставного капитала, а остальное поделили между собой другие учредители СП – компания IVECO и Европейский банк реконструкции и развития.

Идет сварка кузова IVECO TurboDaily на заводе в Кременчуге

Уже в 1997 – 1998 гг. началась локализация производства: были освоена сварка каркаса кабин, кузовов фургонов и автобусов, а также их окраска и окончательная сборка. В опытном порядке собрали также партию ведущих мостов.

Генеральный директор СП “ИВЕКО-КрАЗ” Сергей Малов рассказывает журналистам о производстве.

Велись работы и по освоению таких комплектующих как стекла, колесные диски и т. д. А на другом украинском предприятии – СП «ИВЕКО Мотор Сич» начали выпускать коробки передач, которые раньше поставлялись из Италии. Производственная программа включала грузовики на 0,8 – 1,7 т, в зависимости от модификации, и микроавтобусы на 16 пассажиров, а также шасси.

Первый публичный показ – экспозиция “ИВЕКО-КрАЗ” на киевском автосалоне SIA-96

К сожалению, вся эта продукция не имела ожидаемого успеха на рынке. Ведь там в этом время началось бурное нашествие российских «Газелей» – худших по качеству и недолговечных, но зато – примерно втрое (!) более дешевых. А у СП «ИВЕКО КрАЗ» не было никакой возможности удешевлять свою продукцию: ведь в этом случае необходимо было бы расширить номенклатуру комплектующих местного производства, а для этого просто не имелось средств. В итоге выпуск автомобилей стал падать. В 1999 году СП изготовило лишь 223 автомобиля при плане 1200, а в следующем – втрое меньше.

IVECO Otoyol 65.9

Нужно сказать, что в 1997 году на главном конвейере Кременчугского завода собрали несколько семитонных грузовиков IVECO EuroCargo, в том числе в сельскохозяйственном варианте. Не увенчалась успехом и попытки собирать в 1998 году и другие автомобили: удалось изготовить лишь три грузовика IVECO Otoyol 65.9 грузоподъемностью 4,5 т и один междугородный автобус Otoyol M29-120 Turbo на 29 мест.

Otoyol M29-120 Turbo

Короче говоря, производство автомобилей на СП «ИВЕКО-КрАЗ» стало убыточным и утратило экономический смысл. Кончилось тем, что 30 марта 2001 года собрание акционеров ХК «АвтоКрАЗ» приняло решение выйти из числа соучредителей СП. Последним днем работы совместного предприятия стало 30 апреля.

Презентация первого автомобиля TurboDaily, собранного на СП “ИВЕКО-Мотор Сич” (2001 г.)

Провалилась и попытка организовать производство автомобилей IVECO TurboDaily на ЗАО «ИВЕКО Мотор-Сич» в Запорожье. Там в 2001 году было выпущено лишь несколько машин – и на этом дело заглохло.