Капкан для автомобиля

Помогут ли блокираторы разгрузить столичные улицы от неправильно припаркованных машин.

Блокираторы, ранее закупленные столичными властями, довольно хлипкие. При желании их можно демонтировать без труда. Пока в Киеве «башмаками» блокируют автомобили, привезенные эвакуаторами на штрафплощадку.

Машины, нарушающие правила стоянки, в Киеве эвакуируют. Но автомобилей-погрузчиков не хватает, и мешающих проезду транспортных средств не становится меньше. Поэтому Киеврада постановила ставить на автомобили-нарушители блокираторы колес. Поможет ли это решить проблему?

Автомобили, нарушающие правила стоянки и остановки, в столице могут начать блокировать уже через месяц. Об этом говорится в распоряжении Киевгорадминистрации №1996 от 28.10.2005 г. «О мерах по упорядочиванию отстоя транспортных средств на проезжей части улиц г. Киева». Согласно данному нормативному акту, коммунальному предприятию «Киевдорсервис» поручено разработать тарифы, закупить оборудование и начать эксплуатацию средств по блокированию ТС. На эти цели планируется выделить чуть более 900 тысяч грн. (для закупки автомобилей ВАЗ-2104, блокираторов колес, информационных табличек под знаки и т. д.). Блокираторы, или «башмаки» – специальные устройства, которые устанавливаются на колесо. Машина с таким блокиратором не сможет сдвинуться с места, пока его не снимут. А для этого требуется специальный ключ. Согласно распоряжению киевской власти блокираторы колес будут устанавливаться на автомобили, владельцы которых нарушили Правила дорожного движения и разместили свои транспортные средства в зоне действия дорожных знаков «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена». Для выполнения данного распоряжения в Киеве будут созданы десять мобильных групп предприятия «Киевдорсервис» на машинах, в которых будут перевозиться механические блокираторы колес. Они будут обездвиживать те машины, которые стоят под знаками, запрещающими стоянку. За снятие блокираторов владелец неправильно припаркованного авто должен заплатить определенную сумму, размер которой будет определен в течение месяца столичными властями. Кроме платы за услугу, скорее всего, придется заплатить штраф за нарушение ПДД.

Можно, но осторожно

Столичная ГАИ призывает осторожно использовать блокираторы. «В тех случаях, когда автомобиль нарушает Правила дорожного движения, но не мешает движению транспорта, применение «башмака» может быть оправдано, – говорит начальник начальник отделения профилактической работы УГАИ МВД Украины в г. Киеве подполковник милиции Евгений Кравец. – Но когда неправильно припаркованная машина может стать причиной затора, ее обязательно нужно эвакуировать. Желательно, чтобы необходимость эвакуации или блокирования авто определял инспектор ГАИ». Впрочем, в Ужгороде местные власти блокируют автомобили, которые стоят под знаками, запрещающими стоянку в пешеходных зонах, и не перекрывают движение другим транспортным средствам. В России некоторое время блокировали автомобили, стоящие в запрещенном месте, но потом такие действия запретили из-за того, что данная «услуга» противоречит действующему законодательству. Теперь в Москве снова пробуют влиять на нарушителей правил парковки с помощью принудительной эвакуации автомобилей на штрафплощадку.

С помощью блокираторов в Европе «воспитывают» нарушителей правил парковки или «забывчивых» граждан, которые не платят за эту услугу. Если же неправильно припаркованная машина мешает проезду транспорта и может стать причиной затора на дороге, ее немедленно эвакуируют. Например, в чешских городах тротуары полностью принадлежат пешеходам. И автомобиль, припаркованный на тротуаре пусть даже одним колесом, сразу блокируется «башмаком» (если он не мешает проезду). За правильностью стоянки авто в Великобритании следит инспектор парковок. Он выявляет незаплативших за парковку, стоящих вне специальных зон, в районе запрещающих знаков (всего около сотни причин) и выписывает штрафные квитанции. Машину-нарушительницу могут заблокировать специальным «клэмпом». За его снятие работники парковочных служб «попросят» заплатить 115 фунтов, а также выпишут штраф за нарушение правил парковки.

Блокираторы – для «зайцев»

Интересно, что нынешнее распоряжение Киевгорадминистрации противоречит аналогичному документу, принятому три года назад, но не отменяет его. Сейчас в столице порядок парковки и ответственность за его нарушение регламентируется решением Киевского городского совета № 47/207 от 26.09.2002 г. «Об утверждении правил парковки в г. Киеве». В частности, в данном нормативном акте записано, что на территории платной парковки, обозначенной соответствующими знаками, автомобиль могут обездвижить блокирующим устройством (глава 7). Есть несколько причин, по которым это могут сделать: если водитель не уплатил парковочный сбор или внес его не в полном объеме, если истек срок оплаченной стоянки или нарушен режим данной парковки. Блокирует и снимает «башмак» с колеса оператор (по сути – парковщик), он же несет материальную ответственность за возможные механические повреждения в результате своих действий. Согласно постановлению Киеврады № 47/207 устройство надо устанавливать в присутствии понятых, точно так же, как это происходит при эвакуации. Затем оператор должен составить акт в двух экземплярах, один из которых прикрепляет на машину (например, за «дворник»), а второй оставляет у себя. «Башмак» снимают после полной уплаты парковочного сбора, а также работ по блокированию и разблокированию колес (хотя стоимость этих услуг в решении Киеврады не указана). Если водитель отказывается внести эту сумму, колесо разблокируют, но дело передается в суд для принудительного взимания штрафа с нарушителя. Впрочем, процедура блокировки, как и описанный в том же решении Киеврады порядок эвакуации автомобилей, не совсем легитимна. Ведь эвакуируя машину или блокируя ее движение, коммунальные службы фактически нарушают право собственности граждан. А согласно Конституции Украины, ограничения права собственности допускается только в определенных случаях, предусмотренных Законом, а не подзаконными и нормативными актами.

Блокиратор – не всегда помеха

Впрочем, процесс установки и снятия блокираторов сопряжен с определенными трудностями. Говорят, что опыт применения «башмаков» в Одессе закончился печально: местные водители взламывали их и уезжали, не заплатив парковщику либо даже захватив с собой блокиратор. В результате большинство закупленных городом устройств пришло в негодность. Столичные парковщики отмечают, что процесс установки и снятия блокиратора отнимает много времени и сил, к тому же при этом есть риск повредить машину. Кроме того, водитель может не заметить «башмак» на колесе и попытаться уехать с ним, в результате чего автомобиль тоже будет поврежден. А материальная ответственность за повреждения, как уже говорилось, полностью ложится на оператора. Посмотрим, удастся ли властям с помощью очередной непопулярной меры добиться порядка и разгрузить столичные улицы от неправильно припаркованного транспорта.

 Парковка подорожает?

В Киеве подорожает стоимость парковки автомобилей. По данным Главного транспортного управления столицы, цена будет зависеть от зоны расположения автостоянки – чем ближе к центру, тем дороже, сообщает ICTV.

В целом, таких зон будет пять. Их оборудуют паркоматами. Кроме того, каждый район города должен разработать план строительства двух высотных парковок.

Начальник Главного управления транспорта Киевской городской государственной администрации Иван Шпилевой не исключает, что в центральной части столицы стоимость парковки будет в районе 4-5 грн. в час, а по мере отдаленности от центра – дешевле. При этом он отметил, что на сегодняшний день вопрос по ценовой политике еще не окончательно принят, сообщает УНИАН.

 Глас народа

Как, по вашему мнению, можно предотвращать нарушения правил парковки? Как часто вы оставляете свой автомобиль там, где стоянка запрещена? Стоит ли узаконить принудительную эвакуацию неправильно припаркованных транспортных средств? Какой размер штрафа за неправильную парковку, на ваш взгляд, будет и справедливым, и эффективным?

В рамках акции «Безпека починається с тебе» наши читатели отвечали на вопросы о проблемах парковки в городах. Большинство опрошенных выбирали один или несколько вариантов ответов, предложенных редакцией, но были и нестандартные предложения. Например, один из читателей в качестве меры по борьбе с нарушителями правил парковки предложил «Пускать раз в месяц КрАЗ без тормозов в места запрещения парковки». В то же время многие признались, что хоть иногда, но все же оставляют свои машины под запрещающими знаками.

Высказывая свое мнение, читатели могли выбрать несколько вариантов ответов, поэтому сумма голосов может превышать 100 %

Виктория Лазарева
Фото Андрея Яцуляка и AFP

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ