X

Каждой модели – по заводу

Европейские автопроизводители обычно строят автосборочные заводы, способные на одной линии производить несколько моделей, иногда на различных платформах. Однако судя по трем заводам Geely, расположенным в окрестностях Шанхая, в Китае подход немного иной – каждую модель выпускают на отдельном заводе.   

Европейские автопроизводители обычно строят автосборочные заводы, способные на одной линии производить несколько моделей, иногда на различных платформах. Однако судя по трем заводам Geely, расположенным в окрестностях Шанхая, в Китае подход немного иной – каждую модель выпускают на отдельном заводе.   

Европейские автопроизводители обычно строят автосборочные заводы, способные на одной линии производить несколько моделей, иногда на различных платформах. Однако судя по трем заводам Geely, расположенным в окрестностях Шанхая, в Китае подход немного иной – каждую модель выпускают на отдельном заводе.

У независимого автопроизводителя Geely Group Co., недавно прославившегося на весь мир покупкой шведской компании Volvo Cars, в Китае шесть производственных площадок. На них налажен выпуск автомобилей, двигателей, коробок передач и некоторых комплектующих. На трех из этих заводов корреспонденту «АЦ» удалось побывать в ходе поездки в Шанхай. Кстати, именно на них Geely выпускает и машины для украинского рынка.

  

Украинских владельцев Geely пригласили в головной офис компании в Шанхае и записали все их пожелания по усовершенствованию и комплектации автомобилей для нашей страны.

Пейлунг-1

Первые два завода разместились в Пейлунге – пригороде небольшого, по китайским меркам (с населением свыше 2 млн. чел.), китайского города Нингбоу. Этот район является приоритетной экономической зоной с соответствующими налоговыми льготами для новых предприятий. Поэтому автомобильная компания Geely Group Co. построила здесь огромный комплекс: два автосборочных завода, производство двигателей и коробок передач. На предприятии работают 3600 человек. Первый сборочный завод выпускает по полному циклу одну модель – СК-2. Построили его 10 лет назад, поэтому уровень автоматизации довольно невысок. Прессовочный цех оборудован десятком прессов, на которых рабочие вручную управляют штамповкой кузовных деталей. В том же помещении находится цех сварки, где кузов сваривают на стапелях ручными «клещами» – сварочными полуавтоматами. В помощниках – только один робот, который приваривает некоторые детали в наиболее важных местах на специальном стапеле.

Средняя зарплата – около 3000 юаней ($440), и зависит она от квалификации и выслуги лет.

У каждого экспортного рынка – свои приоритеты по комплектации и даже цвету. Например, эти желтые машины пойдут в Ливию.

Проверку лакокрасочного покрытия в специальной зоне производят не только китайские специалисты, но и приемщик из Украины.

Далее кузов направляется в цех окраски, а затем – сборки. Здесь также преобладает ручной труд. На этапе проверки продукции работает представитель Кременчугского автосборочного завода. Автомобили для «КрАСЗа» сходят с конвейера не полностью собранными – без двигателя и КП, подвесок, колес и некоторых других агрегатов. Собранный кузов и недостающие детали поставляются в Украину морем. А уже на «КрАСЗе», после окончательной сборки машин, производится их тестирование и заправка технологическими жидкостями.

Пейлунг-2

Сборочный завод по производству новой модели D-класса Emgrand расположен через дорогу от завода СК в Пейлунге и соединен с ним надземной технологической аркой, по которой переправляются автомобили. Предприятие запущено в эксплуатацию совсем недавно – в августе 2009-го, поэтому оборудование и технологические циклы здесь более современные. Соответственно, уровень качества выпускаемой продукции – седанов и хэтчбеков новой марки Emgrand – гораздо выше.

Так, прессовочный цех оборудован автоматическими прессами, которые из листа железа изготавливают отдельные кузовные детали. Но поскольку линия одна, для их штамповки ее приходится перенастраивать – менять пресс-формы. Это занимает 10–15 минут. Чтобы ускорить процесс и увеличить мощность линии, рядом строится еще одна. Мощность завода по выпуску Emgrand составляет 50 тыс. в год, но уже сейчас ясно, что по итогам года будет изготовлено не менее 60 тыс.

Уровень автоматизации и систем проверки качества на заводе, выпускающем Emgrand, выше, чем на других увиденных нами предприятиях Geely.

Emgrand в зависимости от комплектации стоит в Китае от 80 до 110 тыс. юаней ($12–16 тыс.). Поставки в Украину могут начаться не ранее 2011 г.

Специальная автоматическая платформа подает подвеску со стеллажа на конвейер под нужную машину.

На территории прессовочного и сборочного цехов стоят эталонные детали с указанием размеров и допусков, по которым регулярно проводится сверка. Сборочный цех также намного лучше автоматизирован, чем на заводе по выпуску СК. Например, на этапе присоединения подвески к кузову работают специальные автоматические платформы, которые самостоятельно подъезжают за агрегатами (подвесками) и подвозят их к собираемому кузову, где рабочие скрепляют эти детали.

Построенный согласно современным нормам по охране труда и экологическим требованиям завод оборудован вытяжками и другими системами для улучшения микроклимата. Кроме того, установлено более современное оборудование по контролю качества продукции.

Лучао

Завод в городе Лучао – самый большой из трех китайских предприятий Geely, которые нам удалось посетить. Он построен в декабре 2004 года и может выпускать до 120 тыс. автомобилей в год. В отличие от двух других, на конвейере этого завода мы увидели разные модели. Основная продукция – МК (седан) и МК2 (хэтчбек). Но во время нашей экскурсии со сборочных линий сходили еще две новинки, которые пока еще не стали серийными. Первая – МК Cross – модная сегодня «псевдовнедорожная» модификация хэтчбека МК2. Она проходит испытания и доводку на конвейере. Вторая – SC – будет доступна в Китае под суббрендом Englon или Gleagle (на заводе мы видели машины с обоими логотипами). И если МК Cross в случае начала производства может поставляться в Украину (интерес украинцев к ней есть), то судьба поставки другой новинки пока не определена.

Мы застали на заводе сборку и тестирование абсолютно новой модели Geely – MK Cross (слева и внизу).

Модель SC будет доступна в Китае под одним из двух новых суббрендов: Englon или Gleagle.

Завод в Лучао – самый мощный из увиденных нами предприятий Geely в Китае. Его мощность – 120 тыс. в год.

Лин Чанг

Генеральный директор Geely International Corporation (экспортного подразделения Geely Group Co.)

Налажена ли на предприятии система внедрения различных комплектаций автомобилей на рынки с учетом пожеланий клиентов? Как она работает в Украине?

Лин Чанг: Действительно, привычки потребителей на различных рынках существенно отличаются. Например, мы со временем поняли, что в вашей стране предпочитают машины с темной отделкой салонов, хотя для Китая мы делаем светлые. Теперь поставляем в Украину машины с салонами темных тонов. Кроме того, мы специально проводили испытания наших моделей в условиях холодных зим.

С усложнением конструкции и повышением качества китайских автомобилей они становятся дороже и постепенно приближаются по цене к корейским и даже японским. В то же время мировые концерны создают бюджетные модели для развивающихся рынков. Как долго у Geely будет ценовое преимущество перед конкурентами?

Л. Ч.: Период ценового преимущества автомобилей Geely будет еще достаточно длительным. Ведь китайский рынок очень большой, а мы на нем занимаем очень незначительную долю – всего 3%. Так что есть большой потенциал для развития, и невысокая стоимость автомобилей является для нас важным конкурентным преимуществом. Однако мы хотим заработать имя не дешевизной, а высоким качеством машин и обслуживания. Недавно на рынок выведены три новых суббренда – Gleagle (молодежный), Emgrand (престижный) и Englon (классический). Именно они соответствуют этим новым ценностям. Когда мы выйдем с ними на внешние рынки, они будут конкурировать с корейскими и японскими автомобилями.

Geely и Volvo – две отдельные марки со своими потребителями.

Холдинг Geely приобрел компанию Volvo и получил доступ к шведским технологиям. Какие из них будут в ближайшее время внедрены на ваших автомобилях?

Л. Ч.: Несмотря на общих хозяев, Geely и Volvo – это две отдельные марки со своими потребителями, которые не имеют ничего общего. Одним из условий покупки было то, что мы сможем использовать технологии шведского производителя, но говорить об этом пока рано. Сейчас мы решаем организационные проблемы – оформляем необходимые бумаги, входим в курс дела. Думаю, через год я смогу более конкретно ответить на ваш вопрос.

Справка «АЦ»

Дочерняя компания холдинга Geely Group Co. – Geely International Corporation экспортирует автомобили Geely на внешние рынки. Находится в Шанхае. Сотрудников – около 200 чел. Компания поставляет автомобили в более чем 30 стран Азии, Африки, Европы и Южной Америки. Налажена сборка в Индонезии, Египте, России, Украине (Кременчуг). Производственные мощности Geely Corp. – около 500 тыс. автомобилей, 200 тыс. двигателей и 150 тыс. КП. В 2009 году компания реализовала 330 тыс. машин (на 65% больше, чем в 2008-м).

Киев – Шанхай – Нингбоу – Лучао – Киев

Сергей Матусяк

Редакция благодарит группу компаний «АИС» за помощь в организации поездки