X

Хочу, чтобы ралли смотрели даже дети…

Интервью с телекомментатором Алексеем Мочановым.

Интервью с телекомментатором Алексеем Мочановым.

Археолог по образованию, автогонщик по призванию, журналист по роду занятий… Все, кто знает этого человека, подтвердят: Алексей Мочанов – личность многогранная; можно даже сказать – необъятная. В 2005 году у Алексея появилась еще одна роль – телекомментатора гонок Чемпионата мира по ралли на канале ICTV.

«Автоцентр»: Алексей, в прошлом году ты комментировал гонки «Формулы-1», теперь «озвучиваешь» Чемпионат мира по ралли. Как так получилось?

Алексей Мочанов: Прошлой зимой на телеканал ICTV пришел новый коммерческий директор Дмитрий Котеленец. Человек, влюбленный в автомобильный спорт, после долгих переговоров он смог получить право на трансляцию обзоров этапов раллийного чемпионата мира. Ну а когда встал вопрос о том, кто будет «украинским голосом WRC», Игорь Моляр порекомендовал руководству канала мою кандидатуру.

Мы сразу же столкнулись с дилеммой – просто начитывать текст, который присылают вместе с видеосюжетом, или записывать собственные, оригинальные комментарии. Для первого раза я сделал два варианта – перевод присланного и свой, авторский комментарий. К счастью, предпочтение отдали моему тексту…

«АЦ»: «Ф-1» и ралли – совершенно разные дисциплины, и, наверное, комментировать их тоже нужно по-разному…

А. М.: Я часто сравниваю «Ф-1» с классической музыкой, когда виртуозы играют определенную тему, которую написал гениальный композитор. «Формула» – это Бах, Бетховен. А ралли – это джаз! Здесь люди, которым вполне по плечу «классика», каждую секунду импровизируют, принимают мгновенные решения, подстраиваются под постоянно меняющуюся ситуацию на трассе… И моя задача – понять их действия и объяснить зрителям, что происходит.

«АЦ»: Чем-то запомнился первый эфир?

А. М.: Да, пожалуй, была одна забавная ситуация. Первая передача – обзор «Ралли Швеция» – вышла 24 февраля. И я отправил своему другу Саше Шовковскому, большому поклоннику автоспорта, сообщение примерно следующего содержания: «24 февраля в 22:15 смотри по ICTV обзор «Ралли Швеция» с моим комментарием». На что получил потрясающий ответ: «24 февраля в 22:30 смотри футбольный матч «Динамо» – «Вильярреал» с моим участием»…

«АЦ»: Первое время обзоры выходили в эфир с большой задержкой…

А. М.: Мы с самого начала решили не гнаться за оперативностью, как, например, «Евроспорт». «Формулу-1» люди смотрят для того, чтобы узнать, КТО победит. А в ралли интересно посмотреть, КАК он это сделает! И вот чтобы рассказать, «как», необязательно выходить в эфир на следующий день после гонки. Наоборот – нужно время. Почитать пресс-релизы, вникнуть во все нюансы, разобраться, почему тот или иной гонщик сделал то-то или то-то…

Понимаешь, я хочу, чтобы становилось больше людей, которые при слове «ралли» не будут переспрашивать – «а это где один человек или два? А это на КАМАЗе или на чем?». Сейчас программа выходит регулярно, в одно и то же время – в первый четверг после гонки. Но мне очень хочется, чтобы наши обзоры начали повторять по субботам или воскресеньям, чтобы их могли смотреть еще и дети. Ведь то, чем ты играешь в детстве, потом становится делом твоей жизни.

«АЦ»: На некоторых этапах WRC ты бываешь лично – это тоже входит в план трансляций?

А. М.: Нет, я бываю на гонках потому, что по программе сотрудничества с одной торговой маркой работаю так называемым водителем гоночного такси. Это когда люди, выигравшие в каких-то конкурсах, в качестве приза получают возможность проехаться с профессиональным гонщиком по настоящей раллийной трассе. Вот я их и вожу. Но, естественно, попадая на этап WRC, стараюсь пообщаться с участниками гонки, узнать что-то «эксклюзивное». Чтобы потом зрители видели, что наша информация – из самых первых рук.

«АЦ»: Насколько я успел заметить, атмосфера в сервисном парке ралли отличается от паддока «Ф-1». Это действительно так?

А. М.: На 101 процент. Маркус Гронхольм, Петер Солберг, Ники Грист (штурман Колина МакРэя – прим. авт.) более доступны, гораздо легче идут на контакт, чем «формульные» знаменитости. Кроме того, в сервисный парк WRC легко попасть – каждый зритель, купивший специальный билет на все три дня гонки, получает возможность зайти туда и буквально похлопать того же Гронхольма по плечу.

«АЦ»: Алексей, то, что ты сам профессиональный гонщик, помогает тебе в комментаторской работе?

А. М.: Вообще-то, я стараюсь не увлекаться терминологией, чтобы не запутывать аудиторию. С другой стороны, я понимаю, какими законами физики пользуются гонщики, проходя тот или иной поворот. И мне, пожалуй, легче это объяснить зрителю – именно потому, что я и сам применяю те же законы.

«АЦ»: Не секрет, что многие смотрят гонки, потому что ожидают увидеть аварии. Тебя не расстраивает такой подход?

А. М.: А как я могу упрекать людей, например, за то, что они любят бокс, потому что там кого-то бьют? Согласен, в первый раз многие приходят на гонку, чтобы посмотреть, что случится, кто разобьется и так далее. Но со временем они находят для себя более интересные вещи – стратегию, тактику, технику. И я рад помогать им в этом…

Беседовал Владимир Некрасов
Фото Владислава Бойко и из архива Сергея Суховского