Китайские церемонии
Культура древнего Китая богата различными церемониями, известными всему миру. Самая популярная из них – чайная. Но на автомобильных дорогах китайцы особо не церемонятся – в этом смогли убедиться корреспонденты «Автоцентра», побывавшие в Поднебесной.
Культура древнего Китая богата различными церемониями, известными всему миру. Самая популярная из них – чайная. Но на автомобильных дорогах китайцы особо не церемонятся – в этом смогли убедиться корреспонденты «Автоцентра», побывавшие в Поднебесной. |
Первое впечатление о специфике жизни в Китае сформировалось у нас уже в аэропорту. Стоит лишь вдохнуть характерный, некондиционированный шанхайский воздух – и тут же возникают четкие ассоциации с сауной. Адаптироваться к немыслимой жаре и высокой влажности воздуха действительно трудно, особенно европейцу. Дышать этим воздухом непривычно тяжело. Кстати, любопытная деталь, присущая, наверное, только странам Юго-Восточной Азии, – в закрытой стоящей машине с работающим кондиционером стекла запотевают не изнутри, а снаружи!
Транспорт
На дорогах Китая можно увидеть любой транспорт: от новых красивых автомобилей до мотоколясок, мопедов, телег и бричек. Правда, в отличие от Киева или Москвы, Mercedes-Benz или BMW на дорогах встречаются крайне редко.
Особой популярностью в Китае пользуются велосипеды. Для двухколесного транспорта обычно отведены отдельные полосы, а возле офисов и многоэтажных жилых домов для него имеются специальные стоянки. В маленьких городах на работу ездят исключительно на велосипедах. Кроме того, у китайцев очень распространены мотороллеры и особенно трехколесные коляски, а вот чопперов и скоростных спортбайков на дорогах мало.
Частный автомобиль в Китае – роскошь. Несмотря на множество автомобильных заводов и относительную по европейским меркам дешевизну их продукции, новые машины доступны пока немногим. Ведь заработная плата в Китае редко превышает сотню-другую долларов США, а машины стоят несколько тысяч. Как и в других странах, здесь предпочитают автомобили местных производителей. Например, на родине марки Chery – в городе Вуху – чаще других встречаются именно эти машины, а таксисты ездят в основном на Chery Fulwin, очень напоминающих Seat Toledo предыдущих поколений.
Дороги
Дорожная инфраструктура в Китае организована намного лучше, чем в Украине, – везде есть разметка, а некачественное покрытие – редкость. Светофоров используется несколько видов. Наряду с привычными «трехглазыми» и «разноцветными» светофорами установлены «вертикальные столбики» на светодиодах, длина свечения которых уменьшается по мере истечения времени действия данного сигнала.
Автобаны в Китае платные, но там действительно есть за что платить. Прокатиться по таким дорогам – одно удовольствие: покрытие отменного качества, современные многоуровневые развязки, понятная разметка. Над каждой полосой висит табличка с указанием типа транспорта, который может по ней передвигаться. Например, для грузовиков должна быть отдельная полоса, и они не могут заезжать на полосу, предназначенную для легковушек. Впрочем, здесь мало кто следует «воздушным» предписаниям. На автобанах также установлены специальные сигнальные устройства наподобие светофоров, которые извещают водителей об опасности на дороге. Система оповещения работает отменно: если впереди возникает экстремальная ситуация, «светофор» тут же информирует об этом водителей. Новые дороги, развязки, мосты, парковки строятся повсеместно, причем с прицелом на перспективу: проезжая часть очень широкая и рассчитана на больший по сравнению с существующим сегодня трафик.
«Моя твоя не понимай»
Для благополучного передвижения по дорогам в Китае созданы все условия. Но иностранцам освоить местные особенности движения сложно. Причина не только в том, что многие знаки не соответствуют международным стандартам и на них нанесены иероглифы (хотя на автобанах и в мегаполисах указательные знаки дублируются на английском языке). Гораздо большую опасность для европейцев представляет стиль вождения китайцев, особенно в маленьких городках. Предугадать, какой маневр осуществит водитель впереди идущей машины, невозможно. По непонятным для европейца причинам, не обращая внимания на сигналы светофора, с перекрестка могут начать движение все транспортные средства одновременно, причем в разных направлениях! Часто нельзя просчитать и поведение пешеходов. Наверное, поэтому все ездят относительно медленно, не более 40 – 50 км/ч (при ограничении 60 км/ч), чтобы успеть отреагировать на непредвиденную ситуацию.
На китайских дорогах – как на войне: каждый сам за себя. Здесь все равны, привилегий нет и быть не может, свою полосу никто никому не уступает.
Удивляет и то, что местные водители почти не пользуются «поворотниками» для оповещения коллег по потоку. Повсюду слышится только звук клаксона. Например, когда один автомобилист хочет обогнать другого (особенно ночью), он обязательно посигналит и включит «аварийку». Таким образом он удостоверится, что обгоняемый его увидел и не будет совершать какой-либо маневр. Ведь чаще всего в зеркала заднего вида китайцы не смотрят, причем даже перед поворотом или перестроением.
Как при этом местные водители умудряются избежать столкновений, для нас так и осталось загадкой. Между тем, в Китае все машины сохраняются в хорошем состоянии и повреждения на них – редкость. А учитывая высокую влажность воздуха, вызывает удивление еще и отсутствие ржавчины на кузовах.
Впрочем, несмотря на странности в поведении китайских водителей, у них все же есть чему поучиться. Например, терпению и спокойствию. Ведь даже при очевидном беспорядке на дорогах они умудряются сохранять удивительное самообладание и полную безмятежность.
Китайская Народная Республика | |||||||||||
| |||||||||||
Шанхай – не Китай
Проведя несколько дней в небольших китайских городках, а несколько – в Шанхае, мы поняли, что это фактически два разных мира. Шанхай с его 21-миллионным населением больше напоминает американский или европейский мегаполис, чем островок восточных традиций.
Например, Шанхайский аэропорт – это громадный, построенный по последнему слову техники и в соответствии с европейскими стандартами терминал. Добраться отсюда до города можно на поезде… на магнитной подушке, который развивает скорость до 400 км/ч. И обойдется это удовольствие всего в $6 – 8. Кстати, проект постройки аналогичного поезда разрабатывается и в Украине – он должен связать международный аэропорт «Борисполь» и Киев.
В Шанхае развиты практически все виды городского транспорта, за исключением трамваев и троллейбусов. В городе есть метрополитен, ездят автобусы, множество такси, имеются даже рикши. В качестве такси в основном используются VW Passat первого и второго поколений (здесь они именуются Santana). В целях безопасности таксисты отделены от переднего и задних пассажиров стеклянной перегородкой. Стоимость проезда в такси напрямую зависит от класса машины, а оплата производится через специальное окошко по счетчику.
Несмотря на множество торговых центров и большое количество людей, которые приезжают сюда, проблема с парковками в городе, похоже, решена. В местах скопления людей всегда есть подземный паркинг, поэтому стоящих на обочинах и возле тротуаров машин немного.
Как и в любом мегаполисе, в Шанхае не редкость заторы и пробки. Правда, они довольно быстро «рассасываются» – в первую очередь, благодаря полиции, которую в другое время сложно и заметить. Регулировщики стараются направить машины на другие автострады, в объезд, разгружая таким образом «проблемную» дорогу. Любопытно, что китайские полицейские не пользуются жезлами. Их основной инструмент – это руки в белоснежных перчатках, что более благоприятно психологически воздействует на водителей, нежели «полосатая палочка».
Для того чтобы беспрепятственно передвигаться по Шанхаю на иногородней машине, при въезде в город необходимо купить карточку, которая крепится на лобовое стекло и дает право на поездки по мегаполису в течение шести дней. По истечении этого срока необходимо купить новую карточку, иначе вас могут оштрафовать. Впрочем, вся «западная цивилизация» заканчивается сразу на выезде из Шанхая. После съезда с платного автобана начинается настоящий Китай – восточная страна со своими традициями.