X

Крым: «Пробежка» к морю

По какой дороге быстрее попасть в Крым. Перед тем как отправляться в Крым на автомобиле, желательно узнать о состоянии дорог в южном направлении. Журналисты «АЦ» перед отпускным сезоном изучили несколько популярных маршрутов.

По какой дороге быстрее попасть в Крым. Перед тем как отправляться в Крым на автомобиле, желательно узнать о состоянии дорог в южном направлении. Журналисты «АЦ» перед отпускным сезоном изучили несколько популярных маршрутов.

Перед тем как отправляться в Крым на автомобиле, желательно узнать о состоянии дорог в южном направлении. Журналисты «АЦ» перед отпускным сезоном изучили несколько популярных маршрутов.

Качество дорог мы оценивали по нескольким критериям – ширина и состояние дорожного полотна, разметка, указатели, загруженность трассы транспортом, наличие на ней АЗС, пунктов питания, постов ГАИ и другие важные для автомобилиста особенности.

Две дороги – одна проблема

Дороги в Крым из столицы Украины – это преимущественно двухполосные трассы, которые иногда сменяются отрезками «автобанов» с двухрядным движением в каждом направлении. Как правило, качество покрытия, ширина полотна и разметка возле крупных городов намного лучше, чем вдали от них. Кроме того, в каждой области есть свои особенности ухода за покрытием, которые заметны уже при пересечении ее границы.

Примерно до середины пути из Киева в Крым и на полуострове на полотно дороги нанесена разметка (!), так что ездить по трассам в ночное время значительно легче. Любимый отечественными дорожниками метод ремонта – посыпать поверхность мелким щебнем и залить битумом – процветает и сейчас, поэтому путешественника могут ожидать различные неприятности: от забрызганных смолой бортов машины до сколотых или даже разбитых летящими камнями стекол. Наибольшая активность ремонтников была отмечена на участке Александровка – Кировоград (по направлению из Киева), а также на одесской трассе и в Крыму.

Автобана пока нет

Из столицы для поездки на юг можно рекомендовать маршрут Киев – Умань – Первомайск – Николаев – Херсон – Армянск – Красноперекопск – Симферополь (трассы Е95, М24). Как известно, трасса Киев – Одесса, по которой проходит часть пути, должна когда-то стать первым украинским автобаном. Но событие это откладывается, отрезки отличной двухполосной в каждом направлении дороги чередуются с участками, где дорожное полотно ремонтируется. Впервые это происходит уже в районе села Глеваха, что всего в 40 километрах от Киева.

Далее путешественников ожидают километров сто хорошей трассы старой постройки, где можно немного разогнаться. Но участок, который начинается от Жашкова и заканчивается за Уманью, все еще ремонтируется. Одну из полос автомагистрали тут перекрыли, и движение идет по левой стороне дороги (из Киева) в обоих направлениях. А возле самой Умани ремонтируют развязку, и чтобы проехать прямо, надо выехать на мост, а затем съехать с него. На этом участке скорость ограничена 50 км/ч, и при большой плотности движения, создаваемой грузовиками и автобусами, реальная средняя скорость соответствует указанной. Обгоны здесь запрещены, и работники ГАИ проверяют соблюдение этих ограничений с завидным постоянством. Если на данном участке случается авария, многокилометровая пробка или «тянучка» обеспечена. Впрочем, по выходным ни ремонтной техники, ни грузовиков нет, так что проехать легче.

Свернуть в сторону Крыма с одесской трассы можно в районе Ульяновки (на Головановск), а если «прозевали» указатель – немного дальше: возле Кривого Озера (на Первомайск). Здесь начинается не очень качественная «двухполоска» аж до Вознесенска, а в самом городе и после него – еще хуже. В районе Вознесенска ремонтируют дорожное покрытие, а возле села Ракове есть кусочек в несколько километров, который надо объезжать по очень плохой сельской дороге, где скорость движения составляет 20 – 30 км/ч. Впрочем, за такие труды автомобилистов ждет вознаграждение в виде отличной трассы из Новой Одессы до Николаева. Далее она становится самой обычной, то есть двухполосной, с покрытием переменного качества. При въезде в Крым стоят пункты взимания местного курортного сбора (10 грн. с автомобиля). Затем двухполосная дорога тянется до Симферополя, который лучше объехать по окружной. Если хотите попасть на Азовское побережье или на восток Крыма, за Красноперекопском нужно свернуть на Джанкой и далее на Белогорск (в сторону Судака и Феодосии) или Кировское (на Керчь и Азовское побережье).

Не магистраль, но просторнее

Чтобы избежать стольких ремонтируемых участков, можно ехать в Крым через Смелу, Кировоград (М04), а затем по описанной нами дороге Николаев – Херсон – Армянск – Симферополь (Р16, М24). Этот маршрут вначале похож на предыдущий – из Киева до Обухова 45 км «автобана». Затем дорога сужается и остается двухполосной до самого Крыма (за исключением редких участков возле крупных городов). Ремонт ведется и на данном направлении, но значительно меньшими «кусками», чем по одесской трассе. Так, в начале июня дорожники трудились перед Кировоградом по дороге из Смелы и Александровки, а также далее по Кировоградской области.

Обед или ужин лучше всего планировать через 90 км после Кировограда – в селах Веселое и Возсиятское домашней пищей кормят чуть ли не в каждом дворе.

Другие ворота

Если воспользоваться дорогой Е40 – Е105 (через Полтаву и Днепропетровск), можно попасть на полуостров и через восточный въезд (возле Новоалексеевки). Им обычно пользуются те, кто едет с востока Украины. Для выезда на данную дорогу с «киевской» трассы не стоит отправляться через Новую Каховку. Дорогу через дамбу возле Берислава еще не открыли, поэтому в город придется ехать по объездной через Цюрупинск (возле Херсона). Кстати, дорога Цюрупинск – Новая Каховка, проходящая вдоль Днепра, обозначена не на всех картах. Между тем, это новая асфальтированная трасса с хорошей разметкой. А участок Запорожье – Мелитополь сильно загружен транспортом, поэтому на него потребуется больше времени, чем может показаться при планировании маршрута.

Вечные спутники

Стационарных постов ГАИ на всех дорогах осталось мало, но на крупных развязках, границах областей и возле аварийно опасных участков работников ГАИ можно увидеть частенько. Заправляться лучше до полуострова – на крымских АЗС нередко отсутствует бензин некоторых марок (например, А-95) или же цены на него выше, чем в других областях страны. Например, в начале июня бензин А-95 в Крыму продавался по 3,33-3,35 грн./литр. При этом, судя по поведению некоторых автомобилей, участвовавших в пробеге, качество крымского топлива ниже, чем в столице.

Таким образом, выбор дороги в Крым зависит от предпочтений путешественника. Разница в длине указанных маршрутов невелика – если через Кировоград из Киева до Симферополя надо проехать километров 820, то по одесской трассе – километров 840, а через Днепропетровск – 913 км. Поэтому, выезжая в выходной, стоит воспользоваться одесской трассой – все-таки на некоторых участках она четырехполосная, и там можно поддерживать довольно высокую скорость, да и придорожный сервис неплох. Если же приходится отправляться в будний день, выбирайте более спокойную дорогу через Смелу и Кировоград. В обоих случаях можно достичь цели путешествия за 10 – 15 часов.

 Пробегом – по дорогам

Автопробег «Дорога в Крым: проблемы и перспективы», проводимый уже седьмой год подряд, состоялся с 4 по 12 июня 2005 года. Акция традиционно стартовала с площади Конституции, что перед Верховной Радой. Два десятка экипажей украинских СМИ, предварительно заправившись на АЗС «Экоил», принадлежащей «Нафтогазу Украины», и застраховавшись в СК «Просто Страхование», отправились в путь. Организаторами пробега выступили Всеукраинский автомобильний клуб журналистов, Всеукраинский благотворительный фонд «Журналистская инициатива», Всеукраинская экологическая лига, Украинский фонд мира, Департамент ГАИ МВД Украины. Официальные партнеры пробега – Медицинская Служба Воздушных Сил Минобороны, безалкогольное пиво «Славутич», минеральная вода «Миргородская». В составе колонны, сопровождаемой работниками ГАИ, самые разные автомобили, среди которых «Славута», Daewoo Sens, ВАЗ-21099, Proton и Toyota Land Cruiser Prado. Экипаж «Автоцентра» выступал на Opel Vectra 2.2. Чтобы получить как можно больше информации о состоянии различных дорог, журналисты поехали по нескольким маршрутам.

 «Автоцентр» на подиуме

В рамках автопробега на главной площади Феодосии состоялся этап ралли журналистов «Крымское лето-2005». Состязание проходило по регламенту Автомобильной федерации Украины. Участникам было предложено два задания, которые состояли в прохождении сложных фигур на время. В напряженной борьбе экипаж «Автоцентра» в составе Сергея и Валентины Матусяк занял второе место в классе автомобилей с двигателями объемом свыше 1600 куб. см, уступив первенство лишь многократному победителю подобных ралли одесситу Игорю Седому.

Сергей Матусяк
Фото Валентины Матусяк и из архива редакции