X

Кто и как проверяет качество дорог: Как здоровье, асфальт?

Сколько слоев, по-вашему, содержит дорожное покрытие? В зависимости от нагрузки на дорогу их может быть пять, шесть и даже больше. И эта «дорожная одежда» состоит из строго подобранных слоев разных материалов. А насколько качественно их укладывают и соответствуют ли нормативам уже готовые дороги, проверяет научно-технический центр «Дор’якість».

Сколько слоев, по-вашему, содержит дорожное покрытие? В зависимости от нагрузки на дорогу их может быть пять, шесть и даже больше. И эта «дорожная одежда» состоит из строго подобранных слоев разных материалов. А насколько качественно их укладывают и соответствуют ли нормативам уже готовые дороги, проверяет научно-технический центр «Дор’якість».

Сколько слоев, по-вашему, содержит дорожное покрытие? В зависимости от нагрузки на дорогу их может быть пять, шесть и даже больше. И эта «дорожная одежда» состоит из строго подобранных слоев разных материалов. А насколько качественно их укладывают и соответствуют ли нормативам уже готовые дороги, проверяет научно-технический центр «Дор’якість».

Центр оснащен современным оборудованием для контроля качества дорожно- строительных и ремонтных работ, материалов покрытия, а также диагностики состояния существующих автомобильных трасс. В составе «Дор’якості» работают три стационарные многопрофильные лаборатории по контролю качества – в Киеве, Харькове и Львове. Непосредственный контроль качества на объектах строительства и реконструкции, а также диагностику состояния автомобильных дорог осуществляют передвижные лаборатории. Мы решили выяснить, как на практике происходит проверка качества дорог.

Передвижная лаборатория

«Мобильных» лабораторий у службы пока всего двенадцать. И они – нарасхват, ведь дороги в Украине сейчас строят весьма активно. В частности, на строительстве трассы Киев – Одесса постоянно присутствуют шесть-семь таких лабораторий. Они следят за качеством работ на каждом из этапов строительства. Например, возведение дороги начинается с того, что колышками помечают ее предполагаемые границы. Потом нужно снять верхний слой почвы вместе со всей растительностью. Уже на этом этапе подключаются сотрудники «Дор’якості», которые проверяют, удален ли он правильно и полностью. Ведь если это не сделано, то впоследствии рвущиеся к солнцу травинки вполне могут разворотить асфальт. В зависимости от рельефа местности требуется вынуть лишний грунт (выемка) или досыпать его (насыпь). Все эти работы ведутся под полным контролем «Дор’якості», которая проверяет степень уплотнения и влажности грунта, геометрические параметры дороги и т. д. Лаборатории оснащены современными приборами для проведения измерений с использованием экспресс-методов. Большинство «передвижек» оборудованы компьютерной техникой. Кроме грунтов, «мобильные» лаборатории контролируют соблюдение технологических режимов при формировании щебеночных, бетонных и асфальтобетонных слоев, а при необходимости отбирают образцы материалов для дальнейших испытаний. В общем, контроль качества ведется на всех этапах строительства. Кстати, сейчас «Укравтодор» принял решение оплачивать работы дорожных строителей только после лабораторного подтверждения их качественного выполнения. Если работа принята, дорожники могут приступать к следующему этапу строительства или ремонта. Кроме того, есть передвижные лаборатории, которые диагностируют состояние дороги – выявляют, чем она «больна» и какое требуется «лечение».

Стационарные лаборатории

В отличие от передвижных, стационарные лаборатории занимаются более подробным изучением образцов грунта, асфальтобетона, щебня и других материалов, которые будут использованы при строительстве дорог. Можно сказать, что они «уточняют диагноз». В частности, они разрабатывают и выдают заводу рецептуру асфальто- и цементобетонных смесей, которые лучше всего подойдут для строительства дорог на том или ином участке. Например, на трассах с большим потоком автомобилей асфальтобетон должен содержать повышенное количество щебня и отличаться улучшенной сдвигоустойчивостью. Дорожное покрытие в южной части Украины должно содержать битум с добавками, повышающими температурную стойкость покрытия. Различаются также составы нижних и верхних слоев «дорожной одежды». Кроме того, стационарная лаборатория участвует в контроле качества дорожных и ремонтных работ, дополняет информацию, полученную от передвижной лаборатории, выступает арбитром при возникновении спорных вопросов и т. д.

Суперстенд

В центре «Дор’якість» есть также специальный стенд для испытания прочности дорожного покрытия. Сейчас заканчивается обкатка этого уникального сооружения. Под колеса двух «тележек» положат предназначенное для испытания дорожное покрытие. Как рассказал нам Сергей Андреев, директор «Дор’якості», каждая тележка стенда имеет мощный электропривод и имитирует движение по дороге 23-тонного автомобиля МАЗ со скоростью до 50 км/ч! В качестве нагрузки используются металлические блоки, закрепленные внутри тележек. Управляет работой стенда компьютер. В испытуемое дорожное покрытие закладываются датчики, которые передают на компьютер информацию о напряжениях, возникающих в конструкции «дорожной одежды», деформациях проезжей части и т. д. В течение месяца-двух стенд может «укатать» покрытие так, будто оно прослужило десять лет. Это позволяет за короткий срок определить, сколько лет продержится дорожный настил того или иного типа.

Итого

В прошлом году передвижные лаборатории «Дор’якості» обследовали более 15 тыс. км магистральных и региональных автомобильных дорог. Было проведено 80 комплексных проверок и предписано приостановить работы на 32 участках. На этот год запланированы работы на строящейся трассе Киев – Одесса и ряде других объектов по всей Украине, а также надзор за реабилитацией дороги Киев – Чоп. Кроме того, предстоят работы на трассе Киев – Борисполь. Как уже сообщал «АЦ», летом ее будут покрывать закрепляющим слоем из щебеночно-мастичного асфальтобетона.

 МНЕНИЕ  

Сергей Андреев
Директор НТЦ «Дор’якість»

Государственный научно-технический центр инспекции качества и сертификации дорожной продукции «Дор’якість» основан в 2002 году Государственной службой автодорог «Укравтодор». Он контролирует качество строительства и ремонта автодорог, оценивает текущее состояние трасс, в первую очередь государственного значения. Под надзором центра реконструирована трасса Киев – Борисполь, строится автобан Киев – Одесса.

На вопрос о том, почему за границей дороги лучше, нам ответили просто: там дорожная «одежда» толще. На многих европейских трассах она достигает метра, причем больше половины составляют «связанные слои» – материалы с цементом, битумом и т. д. У нас же на среднестатистических дорогах толщина покрытия часто не дотягивает до полуметра, а толщина таких слоев не превышает 12 – 15 см.

 Из чего состоит дорога?

Как рассказали нам в «Дор’якості», конструкция дорожной «одежды» на разных магистралях может отличаться. Их общие толщина, материалы и количество слоев зависят от того, какую нагрузку несет дорога, и определяются при проектировании. Чем напряженнее движение на трассе, тем капитальнее должно быть покрытие. Но базовые слои у всех дорог практически идентичны.

Светлана Скрипка
Фото Андрея Яцуляка