X

Луцкий автозавод – этапы пути за 65 лет

Луцкому автомобильному заводу, широко известному своими популярными внедорожниками «Волынь», 1 октября исполняется 65 лет

Свою официальную историю Луцкий автозавод ведет с 1 октября 1955 года, когда в городе было введено в эксплуатацию предприятие по ремонту грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-63. А в сентябре 1959 года оно было переименовано в Луцкий машиностроительный завод (ЛуМЗ). Там стали выпускать прицепы-автолавки, передвижные ремонтные мастерские, авторефрижераторы.

Читайте также:
Предыстория КрАЗа: от мостов до самосвалов

В 1964 году завод получил новое задание: подготовить производство легких грузопассажирских автомобилей повышенной проходимости. Их конструкция была создана на Запорожском автозаводе с использованием двигателя и других компонентов от модели ЗАЗ-965.

Рефрижератор ЛуМЗ-890Б (1965 г.) оказался долгожителем – он выпускался аж до 1979 г, а затем еще ряд лет предприятием в городе Брянка. Шасси – ЗИЛ-130. Объем кузова – 10 м куб., грузоподъемность – 2,5 т.

В 1965 году в Луцке были собраны первые образцы, а в следующем, 1966-м началось серийное производство автомобилей ЛуМЗ-969В «Волынь». Интересно, что эта модель еще не была полноприводной: конструкция задней ведущей оси дорабатывалась. И посему машина нежданно-негаданно стала первым в СССР серийным переднеприводным автомобилем. В 1967 году ЛуМЗ был переименован в Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ).

ЛуАЗ-969А (1975 – 1978 гг.) внешне подобен луцким первенцам – моделями 969В и 969. Но его двигатель – V4, 1197 см куб. развивал на 10 л. с. больше – 40 л. с. Скорость тоже возросла на «десятку» – с 75 до 85 км/ч.

Полный привод луцкая модель получила только в 1971 году, а с ним и обновленное название – просто ЛуАЗ-969 без буквы «В». Что касается двигателя, то он у обеих моделей был один и тот же – V-образный, 4-цилиндрвовый ЗАЗ-965, рабочим объемом 887 см куб. и мощностью 30 л. с. «Максималка» составляла 75 км/ч.

ЛуАЗ-969М (1978 – 1991 гг.), по прозвищу «эмка». Кузов более удачный по дизайну. Появились новые рулевая колонка и приборная панель, модернизированные тормоза. Мотор прежний – в 40 л. с.

Но это было только начало. В дальнейшем 969-е пополнялось новыми, более совершенными моделями, росли и объемы производства. В 1982 году, 28 сентября с конвейера сошел 100-тысячный автомобиль. А во второй половине 80-х ежегодный выпуск доходил до 16 тыс. машин.

ЛуАЗ-1301 (1989 г.) – принципиально новая разработка завода. Кузов представлял собой стальной каркас, обшитый пластмассовыми панелями. Клиренс – изменяемый за счет подвески на пневмобаллонах и электрокомпрессора. Двигатель в 53 л. с. (1190 см куб.) разгоняет

Ситуация резко ухудшилась в середине 90-х гг. Завод, приватизированный в 1995 году, оказался в тяжелом финансовом положении. Выпуск автомобилей катастрофически упал – за этот год был выпущен только 891 автомобилей.

ЛуАЗ-1302 (1994 – 2002 гг.) – принципиально отличается двигателем от запорожской «Таврии» – жидкостного охлаждения, 1093 см куб., 53 л. с. «Максималка» возросла до 100 км/ч.

В 2000 году концерн «Укрпроминвест» выкупил 81% акций – и дела пошли в гору. На предприятии была налажена крупноузловая сборка ряда моделей ВАЗ и УАЗ. А выпуск прежней продукции – вездеходов ЛуАЗ завершили уже в мае 2002 года.

ЛуАЗ-13021 (1994 г.) – грузовик повышенной проходимости особо малого класса. Выпускался серийно, но из-за недостаточного финансирования всего по несколько штук в год. Грузоподъемность – 550 кг. Двигатель – как у модели 1302. Максимальная скорость – 90 км/ч.

В 2005 году Луцкий автозавод вошел в состав корпорации «Богдан». Сегодня предприятие носит название «Автосборочный завод №1» компании «Богдан Моторс» и производит автобусы и троллейбусы.

ЛуАЗ-967М (1978 – 1991 гг.) – оригинальный плавающий транспортер переднего края (ТПК). Предназначался для эвакуации раненных с поля боя, ведения разведки и т. д. Двигатель – «воздушник» V4, 37 л. с. Скорость – 75 км/ч; на плаву – 3-4 км/ч. Раньше, в 168 – 1971 гг. выпускался ТПК ЛуАЗ-967, с мотором 27 л. с. Всего изготовлено порядка 2 тыс. машин обеих версий.

ЛуАЗ-1302-05 «Форос» (1998 г.). Опытная модель – эффектный автомобиль для активного отдыха. Четырехцилиндровый итальянский дизель Lombardini имел рабочий объем 1372 см куб. и развивал 34,4 л. с. Скорость – 100 км/ч.