Туринская марка особенно близка отечественным автомобилистам. В конце 1960-х именно Fiat, построив завод-гигант «АвтоВАЗ», стал крестным отцом нового советского автопрома. Но кроме автомобильной революции на одной шестой части суши, за ним числятся и другие заслуги…
Туринская марка особенно близка отечественным автомобилистам. В конце 1960-х именно Fiat, построив завод-гигант «АвтоВАЗ», стал крестным отцом нового советского автопрома. Но кроме автомобильной революции на одной шестой части суши, за ним числятся и другие заслуги…
Музей компании Fiat – не просто отражение 110-летней истории итальянской марки. В его витринах, на стендах и подиумах отражается история развития массового автомобильного производства. Fabbrica Italiana di Automobili Torino (Итальянская автомобильная фабрика в Турине) – из заглавных букв этого названия некогда сложился бренд. Фабрика дала миру миллионы разнообразных доступных автомобилей, основала новые классы и не раз удостаивалась почетного титула законодателя инженерной и дизайнерской мод.
Туринская марка давала своей стране не только автомобили. Сельскохозяйственные тракторы, зерноуборочные комбайны, огромные судовые дизели, авиационные моторы и самолеты-истребители – все это тоже Fiat.
| |
1899 г.Таким был первый Fiat – модель 3 1/2 HP (она же 4 HP): двухцилиндровый горизонтальный мотор, 0,68 л и 4,2 л. с. (при 800 об/мин), три передние передачи и 35 км/ч. |
| |
| |
| |
1919 г.Трактор? Да. А также – комбайны и поршневые и реактивные моторы для истребителей и, естественно, грузовики. Все это – тоже Fiat. | 1929 г.Еще одно подтверждение тому, что красивые и продвинутые автомобили итальянцы строили всегда: модель 525 SS с рядной «шестеркой» 89 л. с. и гидравлическими амортизаторами в подвеске. |
| |
1932 г. А это первая заявка Fiat на долю рынка в сегменте массовых дешевых машин: модель 508 Balilla 3 Speed. До этого все Fiat были только «крутыми тачками». | 1947 г.Спорткупе Fiat 1100 S впечатляло своим двигателем: мотор 1,0 л с верхнеклапанной головкой отдавал 51 л. с. и разгонял авто до 150 км/ч. |
| |
1935 г.Шестицилиндровый Fiat 1500 (1,5 л, 45 л. с., МКП с синхронизаторами, независимая подвеска, гидропривод тормозов) был массовым (тираж – 42,5 тыс. экз.) и настолько удачным, что выпускался по лицензии даже в Германии. | 1936 г.Fiat 500 Topolino – основатель жанра массовых суперкомпактов. 4-цилиндровый моторчик «мышонка» висел впереди передней оси и радиатора. |
| |
1956 г.Эпоху микровенов Fiat начал еще в середине ХХ в. 6-местная Multipla на базе Fiat 600 и поныне будоражит умы инженеров и дизайнеров. | 1957 г.По этой мастер-модели сделаны миллионы экземпляров суперпопулярной во всей Европе микролитражки Fiat 500. |
| |
| |
1954 г.Fiat выпускал турбины не только для боевых самолетов: под этот турбоагрегат построили прототип-купе Fiat Turbina, развивавший 250 км/ч. | 1966 г.Привезенную из СССР «копейку» итальянские музейщики подписали как Fiat 124 Jiguli. Из многочисленных советских усовершенствований итальянского прототипа в табличке упомянута лишь… морозостойкая краска. О доработанных кузове и двигателе, о новой задней подвеске скромно умолчали. |
Итальянцы показали миру, что доступные – это вовсе не значит серые и безликие. Многие массовые модели компании получились настолько яркими и харизматичными, что стали культовыми на долгие годы. Кроме того, в фиатовских КБ родилось немало эксклюзивных машин. Конечно же, это купе и родстеры – быстрые, комфортабельные и настолько стильные, что даже самые старые из них и сегодня вызывают восхищение как произведения искусства. Во всяком случае, именно с таким чувством мы ходили по залам музея Fiat Historical Centre…
Игорь Широкун
Фото Юрия Дацыка