X

Музей Fiat: Искусство и массовка

Туринская марка особенно близка отечественным автомобилистам. В конце 1960-х именно Fiat, построив завод-гигант «АвтоВАЗ», стал крестным отцом нового советского автопрома. Но кроме автомобильной революции на одной шестой части суши, за ним числятся и другие заслуги…

Туринская марка особенно близка отечественным автомобилистам. В конце 1960-х именно Fiat, построив завод-гигант «АвтоВАЗ», стал крестным отцом нового советского автопрома. Но кроме автомобильной революции на одной шестой части суши, за ним числятся и другие заслуги…

Туринская марка особенно близка отечественным автомобилистам. В конце 1960-х именно Fiat, построив завод-гигант «АвтоВАЗ», стал крестным отцом нового советского автопрома. Но кроме автомобильной революции на одной шестой части суши, за ним числятся и другие заслуги…

Музей компании Fiat – не просто отражение 110-летней истории итальянской марки. В его витринах, на стендах и подиумах отражается история развития массового автомобильного производства. Fabbrica Italiana di Automobili Torino (Итальянская автомобильная фабрика в Турине) – из заглавных букв этого названия некогда сложился бренд. Фабрика дала миру миллионы разнообразных доступных автомобилей, основала новые классы и не раз удостаивалась почетного титула законодателя инженерной и дизайнерской мод.
Туринская марка давала своей стране не только автомобили. Сельскохозяйственные тракторы, зерно­уборочные комбайны, огромные судовые дизели, авиационные моторы и самолеты-истребители – все это тоже Fiat.

1899 г.

Таким был первый Fiat – модель 3 1/2 HP (она же 4 HP): двухцилиндровый горизонтальный мотор, 0,68 л и 4,2 л. с. (при 800 об/мин), три передние передачи и 35 км/ч.

  

1919 г.

Трактор? Да. А также – комбайны и поршневые и реактивные моторы для истребителей и, естественно, грузовики. Все это – тоже Fiat.

1929 г.

Еще одно подтверждение тому, что красивые и продвинутые автомобили итальянцы строили всегда: модель 525 SS с рядной «шестеркой» 89 л. с. и гидравлическими амортизаторами в подвеске.

1932 г.

А это первая заявка Fiat на долю рынка в сегменте массовых дешевых машин: модель 508 Balilla 3 Speed. До этого все Fiat были только «крутыми тачками».

1947 г.

Спорткупе Fiat 1100 S впечатляло своим двигателем: мотор 1,0 л с верхнеклапанной головкой отдавал 51 л. с. и разгонял авто до 150 км/ч.

1935 г.

Шестицилиндровый Fiat 1500 (1,5 л, 45 л. с., МКП с синхронизаторами, независимая подвеска, гидропривод тормозов) был массовым (тираж – 42,5 тыс. экз.) и настолько удачным, что выпускался по лицензии даже в Германии.

1936 г.

Fiat 500 Topolino – основатель жанра массовых суперкомпактов. 4-цилиндровый моторчик «мышонка» висел впереди передней оси и радиатора.

1956 г.

Эпоху микровенов Fiat начал еще в середине ХХ в. 6-местная Multipla на базе Fiat 600 и поныне будоражит умы инженеров и дизайнеров.

1957 г.

По этой мастер-модели сделаны миллионы экземпляров суперпопулярной во всей Европе микролитражки Fiat 500.

  

1954 г.

Fiat выпускал турбины не только для боевых самолетов: под этот турбо­агрегат построили прототип-купе Fiat Turbina, развивавший 250 км/ч.

1966 г.

Привезенную из СССР «копейку» итальянские музейщики подписали как Fiat 124 Jiguli. Из многочисленных советских усовершенствований итальянского прототипа в табличке упомянута лишь… морозостойкая краска. О доработанных кузове и двигателе, о новой задней подвеске скромно умолчали.

Итальянцы показали миру, что доступные – это вовсе не значит серые и безликие. Многие массовые модели компании получились настолько яркими и харизматичными, что стали культовыми на долгие годы. Кроме того, в фиатовских КБ родилось немало эксклюзивных машин. Конечно же, это купе и родстеры – быстрые, комфортабельные и настолько стильные, что даже самые старые из них и сегодня вызывают восхищение как произведения искусства. Во всяком случае, именно с таким чувством мы ходили по залам музея Fiat Historical Centre…

Игорь Широкун
Фото Юрия Дацыка