Наш Парад Победы
Самая страшная из войн в истории человечества оставила нам не только память о героях и урок мужества для многих поколений. Рожденные гением конструкторов воюющих стран, многие технические идеи того времени развиваются и живут доныне. Вот те из них, что касаются транспорта.
«Тридцатьчетверка». Концепция среднего танка жива и используется военными до сих пор. Созданный харьковским конструктором М.И. Кошкиным средний танк Т-34 воплотил в себе идею универсальной бронированной машины – скоростной (55 кмч), хорошо защищенной (броня до 90 мм), компактной (5,9 х 3,0 х 2,5 м), с мощным вооружением (пушка калибром до 85 мм) и высокой проходимостью (давление на грунт до 0,80 кгсм кв.). Ранее танки было принято делить и классифицировать по назначению – танки поддержки пехоты, танки прорыва, кавалерийские и т.п., что в условиях высокомоторизованной войны оказалось нелогичным.
Джип. Утилитарный многоцелевой автомобиль с полным приводом, спроектированный американской фирмой Bantam, и массово растиражированный (640 тыс. экземпляров) под марками Ford и Willys, получился легким (сухая масса 980 кг), динамичным (106 кмч) и малозаметным на поле боя. Со временем «джипы» (от фордовского названия этой модели GP – general purpose, общее назначение) в армиях всего мира заменили собой сразу и связные мотоциклы, и штабные автомобили, и транспорт разведчиков, и буксировщиков легких артсистем.
Легковушка 4х4. Полноприводный ГАЗ-61-73 конструкции и производства Горьковского автозавода стал первым в мире серийным легковым внедорожником. По сути это была легковая «эмка» с полным приводом, удобная и как повседневный транспорт, и как полноценный «проходимец». Машину использовали советские полководцы, генералы и маршалы, постоянно пребывающие в действующей армии. В частности, на ГАЗ-61-73 всю войну прошел маршал И. С. Конев, командующий 2-м Украинским фронтом, который в 1943-1945 гг. освобождал от фашистов Украину, Польшу, Румынию, Чехию, Германию. До «эмки» ГАЗ-61-73 внедорожники 4х4 выпускались только с примитивными утилитарными кузовами, пригодными лишь для армейских нужд. В настоящее время легковушки и кроссоверы с полным приводом являются одним из наиболее активно растущих сегментов рынка.
Упрощенные комплектации. Именно в период Великой Отечественной войны появилось понятие упрощенной модификации серийного автомобиля. С началом войны советские автозаводы перешли на выпуск максимально дешевых версий «полуторок» и «трехтонок». ГАЗ-ММ и ЗИС-5 того периода получили простейшие угловатые крылья, полученные сваркой и гибкой, по одной фаре, лишенные металла цельнодеревянные кабины, тормоза только на одну ось. В настоящее время логика упрощенных модификаций распространяется на страны с небогатой экономикой или особой спецификой рынка.