X

Нефть и газ в Украине: С чего начинается топливо

Корреспонденты «АЦ» получили уникальную возможность увидеть, где и как добывают нефть и газ, из которых впоследствии производят топливо для наших автомобилей.

Корреспонденты «АЦ» получили уникальную возможность увидеть, где и как добывают нефть и газ, из которых впоследствии производят топливо для наших автомобилей.

Корреспонденты «АЦ» получили уникальную возможность увидеть, где и как добывают нефть и газ, из которых впоследствии производят топливо для наших автомобилей.

Кризис на рынке нефтепродуктов заставил многих украинцев задуматься о зависимости нашей страны от импорта энергоресурсов. Ведь собственных запасов горючего сырья не хватает – сегодня Украина обеспечивает себя нефтью только на 10 – 12%, газом – на 20 – 25%.

Одно из таких мест, где добывают нефть и газ, – Восточный Крым. В этом регионе газ «берут» со дна Азовского моря, а на суше – в возле городов Щелкино и Ленино. Нефть в Восточном Крыму осталась только вязкая (в ней мало легких фракций), поэтому она используется для производства не горючего, а смазочных материалов. «Черное золото» поднимают на поверхность нефтедобывающими станками (так называемыми качалками) и закачивают в цистерны, которые направляют на Дрогобычский НПЗ для переработки.

На шельфе Азовского моря природный газ добывает компания «Черноморнефтегаз». Разработка месторождения начинается с геологоразведки. В местах предполагаемых залежей сырья сверлят скважины. В Украине для этого используют одну из двух плавучих платформ – «Сиваш» или «Тавриду». Последняя способна «пробить» одновременно до 8 скважин на одном месте. Если обнаруживают газ, в этом районе бурят еще несколько скважин, чтобы определить объем месторождения. Если в скважине промышленные запасы газа, она «открывается», то есть сдается в эксплуатацию. После этого буровую платформу переводят на другое место для выполнения разведывательных работ, а на скважине остается стационарная эксплуатационная платформа для добычи газа. К слову, 10-я скважина Северо-Булганакского месторождения, на которой побывали корреспонденты «АЦ», скоро сдается в эксплуатацию по новой технологии. На нее установят подводную автономную платформу для добычи газа, которая будет закреплена на морском дне. Управление скважиной будет производиться дистанционно, оператором с берега. Только эта скважина будет ежедневно перекачивать на сушу 0,5 млн. куб. м природного газа (для сравнения, в Крыму 20 июня было потреблено 2,6 млн. куб. м). Добытый газ передается на сушу по трубопроводу, где очищается, осушается и подается в газотранспортную систему Крымского полуострова – непосредственно потребителям. Повсеместное использование технологии подводной добычи газа позволит добывать такое количество природного газа на шельфе Азовского моря, что его хватит жителям всего Крыма.

Кстати, природный газ используется не только в промышленности и бытовом хозяйстве. На сжатом природном газе работает пассажирский и коммунальный транспорт. Но о газе как альтернативном виде топлива для автомобилей вспоминают преимущественно во время топливных кризисов – например, сегодня.

 От скважины – к заправке

Большие нефтедобывающие компании, как правило, имеют собственную сеть автозаправок. Таким образом, они образуют вертикально-интегрированную структуру, то есть обеспечивают полный цикл оборота нефти – от добычи, переработки до реализации потребителям. Отечественная НАК «Нефтегаз Украины» владеет 127 АЗС, а у ОАО «Укрнафта» 210 заправок. Кстати, именно благодаря заправкам, принадлежащим этим государственным компаниям, в период роста цен на топливо стоимость нефтепродуктов удерживалась на более низком уровне. Когда большинство коммерческих АЗС продавали бензин АИ-95 по 3,3 грн., государственные заправки первыми начали реализовывать его по 2,9 грн.

Юрий Нестеров, Сергей Добрянский
Фото Юрия Нестерова