X

Невероятная история: как родились пневматические шины

Ровно 135 лет назад, 23 июля 1888 года изобретатель и предприниматель Джон Бойд Данлоп получил патент №10607 на применение на транспортных средствах «пневматического обруча», то есть пневматической шины

История пневматических шин восходит еще к 1887 году, когда Джон Бойд Данлоп, шотландец по происхождению, работавший в ирландском городе Белфаст, купил своему малолетнему сыну трехколесный велосипед. А чтобы тот не портил узкими колесами ухоженные дорожки семейного сада, нужно было уменьшить удельное давление колес на грунт.

Для этого Джон изготовил деревянный диск по размеру переднего колеса – с широким ободом и углублением для шланга. Затем он взял материал, идущий обычно на медицинские фартуки, положил в него шланг и склеед в виде трубы резиновым клеем. Полученный обруч он насадал на обол колеса и прибил гвоздыми к дереву. Затем он накачал в них воздух через приклеенный кусочек тонкой трубки. Так родилась идея пневматической шины.

Согласно патенту, полученному Данлопом, к металлическому ободу колеса крепилась надувная резиновая камера. Это осуществлялось при помощи резиновой парусины, которая по сути образовала каркас шины.

Производство пневматических шин было налажено уже в следующем году на предприятии в Дублине, которое основали сам Данлоп и Дю Кросс.  Компания называлась Pneumatic Tyre and Boot Cycles Agency. А в 1896 году была основана другая фирма Dunlop Pneumatic Tyre Company. Однако, несмотря на название, сам Данлом там уже не работал. Он отошел от дел и приобрел сельскохозяйственную фирму в Австралии.

Джон Бойд Данлоп

Однако шины продолжали выпускать и совершенствоваться. В 1890 году инженер Чайльд Кингстон Уэлч отделил камеру от покрышки, а для посадки шины на обод применил проволочные кольца. Позже, для того, чтобы шина лучше сидела на ободе, тот получил углубления по центру.

Первоначально пневматические шины применялись на велосипедах. А когда же они появились на автомобилях?

В июне 1895 года проходили автомобильные гонки по маршруту Париж – Бордо – Париж, дистанция которой составляла 1200 км. Из 22-х автомобилей, представленных на гонке, до финиша в Булонском лесу дошли лишь 8 машин.

Был среди них и автомобиль Peugeot на пневматических шинах Michelin. Его пилотировал Андре Мишлен, который вместе с братом Эдуардом выпускал до того на своем предприятии шиын для велосипедов. Правда, он приехал предпоследним: досаждали частые проколы шин. Ведь на дорогах того времени было разбросано немало гвоздей от лошадиных подков.

Peugeot на пневматичних шинах Michelin

Что же давало применение пневматических шин на автомобилях? Они не только сделали езду более комфортной для пассажиров. Дело в том, что при движении по тогдашним ухабистым дорогам механизмы автомобилей на сплошных шинах испытывали сильные удары. По мере того как возрастал вес и скорость автомобилей, ударные нагрузки становились все больше и больше. И потому ходовую часть приходилось усиливать и соответственно утяжелять.

Вот почему пневматические шины позволили заметно (до полутора раз!) уменьшить массу автомобиля, продлить срок его службы, а также повысить скорость движения. И еще одно – пневматические шины обеспечивали лучшее сцепление с дорогой, а значит – и повышенную безопасность.