Nissan по-питерски

На территории России расположено немало автомобильных заводов зарубежных фирм. В начале июня здесь открылось еще одно производство – свой завод на окраине Санкт-Петербурга построила компания Nissan.

На территории России расположено немало автомобильных заводов зарубежных фирм. В начале июня здесь открылось еще одно производство – свой завод на окраине Санкт-Петербурга построила компания Nissan.

Почему именно в Санкт-Петербурге? Как сказала губернатор этого города Валентина Матвиенко, северную столицу России планируют сделать российским Детройтом, где будут сосредоточены заводы многих автопроизводителей. Способствует этому и прямой выход к морским путям доставки автокомплектующих, и местная власть, создающая благоприятные условия для инвестирования данного региона.

Новый завод Nissan в России Новый завод Nissan в России

Автосборочный завод «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» в Санкт-Петербурге торжественно открыл Председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин. Строительство было начато в 2007 году, за это время в проект вложили 200 млн. долларов США. Предприятие рассчитано на выпуск 50 тысяч автомобилей в год. Первой здесь запустили в производство модель Teana, но параллельно налаживается оборудование и отрабатываются техпроцессы под выпуск X-Trail. По словам президента и главного исполнительного директора компании Nissan Карлоса Гона, в будущем возможно изготовление и третьей модели – какой именно, пока неизвестно.

1 Сборка или производство?

Пока на заводе в одну смену работают 750 человек. Ведущие специалисты обучались на заводах в Англии.

Пока на заводе в одну смену работают 750 человек. Ведущие специалисты обучались на заводах в Англии.

При открытии подобного рода предприятий всегда возникает вопрос: будет на них осуществляться просто сборка автомобилей или полный цикл производства? Поначалу мнение сложилось противоречивое – для автосборочного предприятия масштабы велики (площадь территории 165 гектаров), а для полного производства – маловаты. Ответ на этот вопрос мы получили только при детальном знакомстве с заводом, и то неоднозначный. Здесь действительно на 100% происходит сборка автомобилей, но из комплектующих, которые поставляют в основном из Японии, частично из Таиланда и Китая. В тоже время на заводе изготавливают кузова, но также из привезенных кузовных деталей – то есть прессового производства здесь нет.

2 Кузова

Точечная сварка контролируется ультразвуковым прибором. Для различных операций используются сварочные клещи разных размеров.

Точечная сварка контролируется ультразвуковым прибором.

Для различных операций используются сварочные клещи разных размеров.

Цех сварки кузовов занимает площадь 6000 м кв., трудятся в нем около 90 человек. Все работы здесь выполняют люди. Поскольку сваривать приходится огромное количество деталей, цех оснащен 140 сварочными аппаратами – «клещами» для точечной сварки. При сборке кузова количество сварочных точек достигает 3200. По утверждению начальника цеха, практически все они проходят контроль качества. Это обусловлено тем, что от прочности сварочного шва зависит долговечность кузова, безопасность автомобиля и многое другое. Доступные точки сварки проверяют механическим методом «с помощью молотка и зубила», а труднодоступные – ультразвуком.

3 Покраска

Около десяти этапов обработки кузова в малярном цехе должны обеспечить его долговечность на просторах российских дорог и бездорожья. Около десяти этапов обработки кузова в малярном цехе должны обеспечить его долговечность на просторах российских дорог и бездорожья.

Около десяти этапов обработки кузова в малярном цехе должны обеспечить его долговечность на просторах российских дорог и бездорожья.

После контроля качества в сварочном цехе кузов отправляется в цех покраски. Здесь в одиннадцати ваннах со специальными растворами кузова проходят этапы обезжиривания, фосфатирования, катафорезного грунтования и т. д. После этого согласно технологической карте ответственные швы обрабатываются герметиком, на днище наносится антигравийное покрытие. Затем кузов еще раз чистится и поступает на покраску. Этот процесс осуществляет специально обученный персонал с помощью ручных пульверизаторов. Последнее покрытие – слой лака наносят роботы. И только после сушильной «печи» кузов попадает в камеру дефектовки, где специальное объемное освещение позволяет выявить малейшие дефекты окраски. Если они есть, такие участки полируются или повторно перекрашиваются.

Кстати, в цехе сварки кузовов нам не удалось найти роботов, зато повезло в малярном. Здесь они применяются на этапе нанесения грунтовки и при покрытии окрашенного кузова лаком. Весь процесс подготовки одного кузова к покраске и самой покраски занимает 10 часов. Гамма ниссановской заводской малярки в Санкт-Петербурге для модели Teana включает 6 цветов краски.

4 Сборка

Один из трех роботов на заводе наносит клей на лобовое стекло. Топливный бак перед установкой проверяют на герметичность прямо на конвейре.

Один из трех роботов на заводе наносит клей на лобовое стекло. Топливный бак перед установкой проверяют на герметичность прямо на конвейре.

Сборка машин, как и везде, осуществляется вручную с помощью специального инструмента и динамометрических ключей. Сборка машин, как и везде, осуществляется вручную с помощью специального инструмента и динамометрических ключей.

Сборка машин, как и везде, осуществляется вручную с помощью специального инструмента и динамометрических ключей.

Окрашенный кузов отправляют на линию сборки автомобиля. Здесь его сначала частично разбирают, а если точнее – демонтируют двери, которые поступают на отдельный сборочный конвейер. Далее кузов поэтапно собирают – начиная с монтажа шумоизоляции салона, размещения электропроводки и установки панели приборов и заканчивая монтажом узлов, агрегатов и заполнением всех систем техническими жидкостями и их прокачкой. После этого машина поступает на последние этапы контроля качества сборки.

5 Испытания

После конвейера машина попадает на стенд регулировки углов установки колес и света фар, на стенд проверки двигателя, трансмиссии, тормозной системы и в дождевальную камеру.

После конвейера машина попадает на стенд регулировки углов установки колес и света фар, на стенд проверки двигателя, трансмиссии, тормозной системы и в дождевальную камеру.

На заводе пока работает лишь инструментальный контроль, а испытательный полигон еще недостроен. Тем не менее, многоступенчатость контроля качества на каждом этапе производства и детальный контроль характеристик автомобиля на выходе с конвейера позволяют предположить, что с качеством здесь все будет нормально. Стоит отметить, что автозаводы Nissan во всем мире, в том числе и в России, работают по единому стандарту – Nissan Production Way (NPW), основанному на принципах эффективной организации труда, где основное внимание уделяется качеству продукции и эффективному использованию ресурсов.

Юрий Дацык
Фото автора и Nissan

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.