Проект «10 шагов к безопасности»: ночью как днем

Зимний день короток и для нас всех – детей Солнца наступили буквально сумрачные времена. Потому что вероятность попасть в аварию ночью в три раза выше, чем днем.

1

Мечте водителей ездить ночью как днем, уже больше 100 лет. Появление электрического освещения в автомобилях датируется 1913 годом, но только в 1924 году появилась двухнитевая лампа, еще через 38 лет – первый галогенный свет, который не потерял своей актуальности по сегодняшний день. Еще лучше светят ксеноновые фары, точнее, их газоразрядные лампы. Срок их службы намного больше, чем у галогенных ламп, а потребляют энергии они значительно меньше.

Больше о Проекте «10 шагов к безопасности»

Самым же экономичным и долговечным из освоенных на сегодняшний день решений являются светодиоды. Как водится, они сначала появились в автомобилях люкс и премиум-класса, но уже вовсю осваиваются и в массовых автомобилях. Правда, в первых конструкциях по световой отдаче светодиоды пока отставали, но человеческий глаз воспринимает их с меньшим напряжением.

В автомобильных фарах, как и в бытовых фонарях, светодиоды сгруппированы по несколько штук и управляются электроникой. В сочетании со смотрящей вперед чувствительной камерой и многочисленными датчиками она творит чудеса со световым полем на дороге.

Фара сама переключается с ближнего на дальний свет и обратно, чтобы не слепить встречных и попутных водителей. Как только камера обнаруживает автомобиль, система управления выключает светодиоды, которые светят на него, просто вырезая дыру в световом луче. Одновременно матричные фары могут маскировать несколько автомобилей.

Матричные фары способны в темноте выявлять пешеходов и животных, находящихся на дороге или в опасной близости от нее. Для этого фары объединены с системой ночного видения. При обнаружении пешехода фары троекратно сигнализируют дальним светом, предупреждая как пешехода, так и водителя. К сожалению, такие конструкции очень и очень не дешевы. Но выбирая из опций при покупке нового автомобиля, в первую очередь следует выбирать именно улучшенный головной свет.

Обилие мощных ксеноновых, а теперь еще и светодиодных фар на дороге подстегивает владельцев машин с галогенными лампами наращивать мощность света самостоятельно, чтобы получать более качественное освещение за полцены. Производители автомобильных ламп, тем временем, настоятельно не рекомендуют экспериментировать.

Так, ксеноновая лампа, вставленная вместо галогенной, не только резко сократит срок службы самой фары, но и заставит ее светить совершенно непредсказуемо по причине того, что источник ее света – дуга – располагается не там, где у галогенной лампы расположена нить накала. Таким образом, вся разбалансируется оптическая система фары с аккуратным сведением лучей в нужный пучок. По этой же причине, применение набирающих популярность  светодиодных ламп от неизвестных производителей также не может быть рекомендовано. Вместо этого лучше воспользоваться возможностью модернизировать свои фары новым поколением галогенных ламп с повышенной светоотдачей и более холодным, приближенным к дневному свету, а также свету ксеноновых фар.

Тем временем, светодиодные лампы вполне могут работать в таких приборах, как противотуманные фары. Но поддавшись на соблазн экономить за счет низкого потребления энергии LED-ламп, не стоит забывать о том, что противотуманки нельзя использовать вместо, например,  дневных ходовых огней (ДХО). Лучше выполняют функцию ДХО фары ближнего света, но они значительно нагружают генератор. К тому же они светят вперед и вниз, что также сужает их эффективность в качестве дневных ходовых огней

Самостоятельная установка специально спроектированных ДХО решает эту проблему, но наталкивается на правовую коллизию в Украине. Cогласно ПДД, это может трактоваться как несанкционированное переоборудование автомобиля. Но европейские стандарты, которые действуют в Украине, не запрещают установку омологированных ДХО на автомобиль, который с конвейера не получил дневные огни. Специалисты утверждают, что именно европейские нормы позволяют украинцам устанавливать ДХО и не нарушать ПДД,

А вот распространенная еще практика зажигать задний противотуманный фонарь – прямое нарушение Правил. Да и соседи по потоку всегда на страже: если водитель считает, что с этим ярким фонарем он лучше себя обозначает на дороге, он должен быть готов к тому, что его сзади будут слепить дальним светом. Это сигнал того, что пора выключить ненужную иллюминацию.

Видимость пешеходов – залог выживания
Возможность обозначить себя в темноте есть и у пешеходов. Украинские активисты запустили в соц. сетях акцию «Сбереги жизнь. Стань заметнее в темноте!», чтобы напомнить пешеходам о лучшем способе защиты себя в темноте.

Американские ученые пришли к выводу, что человек в темной одежде различим в свете фар всего на дистанции в 20-30 метров. Тогда как водителю на то, чтобы отреагировать и затормозить, нужно до 150 метров, если он едет со скоростью 100 км/ч. Одетый в черное не виден вовсе, белая одежда различима с 55 метров.

Если же на одежде есть светоотражающие элементы (фликеры – наклейки, браслеты, жилеты), дистанция вырастает до 150 метров и до 400 м в дальнем свете фар. Особенно важно такими фликерами снабжать детей – на одежде или на портфеле. В большинстве стран Европы использование пешеходами фликеров в темное время суток обязательно. Итог: количество ДТП в этих странах с введением нормы снизилось на 30-70%.

Уже в самом ближайшем будущем автомобили научаться выхватывать из темноты пешеходов, в какой темной одежде они бы ни были. Автомобиль будет не только видеть пешехода, но и общаться с ним при помощью световой графики театра теней: показывать, что уступает дорогу и предупреждать об опасности от встречной машины.

В помощь водителю фары также будут помечать границы проезжей части нанесением на нее виртуальной разметки, сгонять с нее пешеходов, еще аккуратнее вырезать из светового пучка соседей по потоку, а также подсказывать водителю, сможет ли его автомобиль поместиться в узких местах.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





  • Кеш

    “…лучше воспользоваться возможностью модернизировать свои фары новым поколением галогенных ламп…” Ну сміх та й годі! Автор мабуть не знає, що таке “нове покоління галогенних ламп” вже давно стоять і на “копійках”, і на іржавих “газонах”!