X

Реставраторы осваивают сегмент техники Великой Отечественной войны

Ретротехника Великой Отечественной получает популярность среди коллекционеров.

Вдумчивое наблюдение за украинским ретродвижением дает основания сделать вывод: автомобили периода времен Великой Отечественной войны становятся все более популярными среди поклонников старой техники. Особенно заметно этот факт проявился накануне празднования 70-летия Великой Победы, когда увеличилось количество различного рода праздничных мероприятий, связанных с юбилеем.

В собраниях едва ли не каждого уважающего себя коллекционера сегодня присутствует как минимум одна единица техники из армейского автопарка периода 1941-1945 г.г. В первую очередь это один из легких внедорожников военного назначения – отечественный ГАЗ-67 или американский Willys MB (он же Ford GPW). Эти автомобили – благодарный объект для восстановления, поскольку имеют привлекательную, ставшую уже классической, внешность и к тому же предоставляют владельцу немалое удовольствие от воскресных поездок «с ветерком». Может показаться странным, но обзавестись иномаркой-«Виллисом» сегодня даже проще, чем «Газиком», ведь американских джипов в Советскую армию было поставлено в десять раз больше, чем горьковских внедорожников. К тому же Willys в неплохом состоянии относительно несложно приобрести за рубежом, где они сохранилось в определенном количестве.

Коллекционеры более высокого уровня находят возможность отреставрировать для себя и более внушительную технику – грузовики и даже бронеавтомобили. Так, на сегодня в Украине есть уже несколько легких полноприводных броневиков БА-64 в разной степени аутентичности. Известны также несколько бронеавтомобилей БА-20 на базе горьковской «эмки». В частных коллекциях появляются также немецкие бронетранспортеры.

Что касается грузовиков, то целым автопарком уникальной грузовой техники отечественного  и зарубежного производства располагает музей запорожского авто-мотоклуба «Фаэтон». В числе прочего там имеются классический бортовой ЗИС-5, трехосный ЗИС-6 с реактивной установкой «Катюша», трехосный полноприводный GMC-CCKW-353 (не путать со Studebaker!). Столичное объединение клубов военно-исторических реконструкций готовит для своих «боев» даже Chevrolet G 503 (G7107) – двухосный полноприводный грузовик, чрезвычайно редкий теперь в наших краях.

Восстанавливать технику времен войны чрезвычайно сложно, поскольку ее не щадило не только время, но и противник на поле боя. К тому же в условиях отечественного дефицита автотранспорта даже пережившие войну экземпляры беспощадно апгрейдились во время эксплуатации «на гражданке». Поэтому при поиске «материалов» для работы речь давно уже не идет о целых, комплектных автомобилях военного периода. За основу и в качестве доноров берутся только фрагменты автомобилей – найденные в заброшенных автопарках, старых гаражах, отдаленных населенных пунктах, а то и просто на полях былых сражений. Такое внимание реставраторов и коллекционеров к историческим реликвиям – еще одно свидетельство, еще она гарантия того, что мы никогда не забудем подвига наших дедов и прадедов, что мы будем ценить завоеванную ими Победу и хранить сбереженные ими духовные ценности.