Рынок шин в Украине: угроза «черного» и «серого» импорта
В ходе круглого стола были представлены результаты аналитического исследования «Изучение украинского рынка легковых шин», после чего развернулась профессиональная дискуссия относительно текущей ситуации в шинной отрасли. Для участия в круглом столе были приглашены представители государственных органов, а также основные участники рынка шин в Украине – импортеры, представители торговых сетей и производители – Роман Науменко, генеральный директор ОАО «Днепрошина», Дмитрий Дзюра, генеральный директор ООО «Техноопторг», Константин Федоров, коммерческий директор ЗАО «Росава», Ольга Ткаченко, пресс-служба ООО «Трейд-Лайн», ООО «АТЛ».
Согласно результатам исследования, сегодня свыше 50% автомобильных шин ввозится в Украину нелегально. Это почти треть международных брендов и не менее 30% шин производства стран СНГ. Объем потерь государственного бюджета из-за «серого» и «черного» импорта шин, по оценкам экспертов, может достигать 1 млрд. гривен. При этом нелегальная продукция, как правило, низкого качества, является опасной для конечного потребителя, угрожает его жизни и здоровью.
Участники круглого стола обсудили пути решения проблемы «серого» и «черного» импорта шин, меры защиты украинского рынка от некачественной продукции, способы объединения усилий импортеров, производителей и торговцев для регулирования внутреннего рынка шин. В ходе дискуссии частники пришли к выводам, что контролирующие органы должны предпринимать активные действия для улучшения ситуации на рынке. Цивилизованный рынок шин, прежде всего, будет выгоден для государства с точки зрения увеличения поступлений в бюджет. Потребитель же получит четкую систему обеспечения безопасности и гарантий от импортеров, а украинские производители смогут в честной конкурентной борьбе доказать качество своей продукции.
В результате обсуждения участники выработали следующие методы решения проблемы «черного» и «серого» импорта шин, в которых необходимо участие государства:
• Сотрудничество на межгосударственном уровне. Прежде всего, обмен таможенными документами, инвойсами между таможнями с целью недопущения занижения стоимости товара при декларировании. Это позволит существенно снизить уровень «серого» импорта в Украину.
• Введение обязательной сертификации шин, а также проверка наличия сертификатов происхождения и качества (оригинальности) в точках продаж соответствующими госорганами. Это позволит выявить реализаторов контрабандного товара в местах продаж.
• Объединение производителей и торговцев шинами в Ассоциацию участников рынка шин, с целью взаимодействия с государственными органами и совместной эффективной защиты рынка от недобросовестной конкуренции.
• Выработка и реализация общей отраслевой информационной политики. Акцент образовательной программы – поведение потребителя при покупке шинной продукции, а именно обязательный запрос потребителем сертификата происхождения и качества продукции в точках продаж.