X

Шаг на восток

До сих пор мы радовались, что в Украину пришел тот или иной иностранный автопроизводитель. Но настало время говорить об обратном процессе – украинцы начали строить свой завод в соседней стране – России.

До сих пор мы радовались, что в Украину пришел тот или иной иностранный автопроизводитель. Но настало время говорить об обратном процессе – украинцы начали строить свой завод в соседней стране – России.

До сих пор мы радовались, что в Украину пришел тот или иной иностранный автопроизводитель. Но настало время говорить об обратном процессе – украинцы начали строить свой завод в соседней стране – России.

Проект называется UTTECH (United Transport Technologies – «объединенные транспортные технологии»). Объединенные – не только потому, что компанию создали два украинских производителя – «Богдан» и «ЗАЗ» (для этого партнеры инвестировали по 235 млн. долларов каждый). На самом деле на полную мощность завод выйдет только при участии российских предприятий, которые обеспечат необходимую по местным законам локализацию производства. Предполагается, что смежники вложат в выпуск комплектующих для «украинских» машин еще 300 млн. долларов. С конвейеров автосборочного комплекса будут сходить легковые машины Sens, Lanos и Aveo, автобусы «Богдан», шасси среднетоннажных грузовиков Isuzu и дизельные силовые агрегаты этой же марки.

Где

Площадку для строительства завода выбирали, учитывая, что Нижний Новгород – крупнейший промышленный и научный центр Российской Федерации. Не последнюю роль сыграл и тот факт, что в регионе расположено немало предприятий автомобилестроительного профиля – собственно в Нижнем («ГАЗ»), в Бору (где выпускают автостекло), в Заволжске (моторы), в Павлово (автобусы). Поле площадью 250 га в Борском районе давно дожидалось своего часа – местная администрация предлагала его под строительство различным перспективным инвесторам, в том числе и компании Toyota. Так что приходу братьев-славян волжане искренне рады. Инфраструктура их края достаточно развита, что гарантирует обеспечение завода энергией, транспортными магистралями, трудовыми ресурсами.

Когда

Акционеры планируют начать сборку уже в 2007-м и выпустить до конца года 18 тысяч машин. А в 2009-м на заводе перейдут от SKD-цикла (крупноузловой сборки) к CKD-сборке (мелкоузловой), включая штамповку, сварку и окраску кузовов. К 2011 году степень локализации производства должна стать достаточной для того, чтобы в соответствии с федеральным законодательством предприятие было признано производителем.

И Lanos, и «Богдан» продаются в России с весны уходящего года, причем вполне успешно. Так что планы украинцев завоевать до 10% российского авторынка могут реализоваться в самом ближайшем будущем.

Почему

Главное, что сподвигло наших соотечественников развернуть строительство в России, – желание присутствовать на российском рынке, который, по оценкам местных экспертов, составляет порядка 1,5 млн. новых автомобилей в год. Немаловажным был и тот факт, что российские законы – как федеральные, так и местные – стимулируют тех, кто вкладывает деньги в экономику страны. В частности, инвесторы получают преференции по налогу на прибыль, освобождаются от местных сборов. Плюс (в сравнении с Украиной) – повышенная «защитная» ввозная пошлина на новые иномарки, дешевая электроэнергия, наличие высокотехнологичных производств для выпуска комплектующих.

Наконец, один из представителей корпорации «Богдан» сообщил, что если после вступления Украины в ВТО производить компоненты в нашей стране станет невыгодно, российская «площадка» сможет подстраховать украинские заводы компании поставками на них своих комплектующих. Так что в любом случае зарубежный плацдарм украинского автопрома принесет пользу своей родине.

Игорь Широкун
Фото автора