Шины Hakkapeliitta: Рыцари снегов

Когда буксовать и скользить в снегу и на льду стало невмоготу, кто-то придумал обувать колеса автомобилей в цепи. Они гремели, портили резину и дороги. И тогда финны изобрели зимние покрышки Hakkapeliitta.

Когда буксовать и скользить в снегу и на льду стало невмоготу, кто-то придумал обувать колеса автомобилей в цепи. Они гремели, портили резину и дороги. И тогда финны изобрели зимние покрышки Hakkapeliitta.

В начале 1930-х не было ни компании Nokian Tyres, ныне выпускающей известные шины линейки Hakkapeliitta, ни самого понятия «зимние шины». В 1934 году молодое предприятие резинотехнической промышленности Suomen Gummitehtas (Завод резины Суоми) выпустило невиданный доселе продукт – специальную грузовую покрышку Kelirengas (погодная шина) для заснеженных дорог. Крупные шашки протектора ступенчатой формы препятствовали продольному и поперечному скольжению колес. Покрышки понравились – средние скорости перево­зок выросли, снизились простои. И через два года появилась легковая Lumi Hakkapeliitta – самая первая Hakkapeliitta. Она дала имя линейке, ставшей легендарной.

Прошло семьдесят пять лет, завод Suomen Gummitehtas стал компанией Nokian Tyres, а слово Hakkapeliitta – синонимом понятия «зимние шины» и эталоном их характеристик.

1975-й год. Hakkapeliitta принимает участие в арктическом ралли по Лапландии Tunturiralli. До 1980 г. протектор Hakkapeliitta был не со «стрелами», а с характерными «присосками».

1975-й год. Hakkapeliitta принимает участие в арктическом ралли по Лапландии Tunturiralli.

До 1980 г. протектор Hakkapeliitta был не со «стрелами», а с характерными «присосками».

Так в 1970-м выглядел завод в городе Нокиа. Он работает и сегодня, но большую часть своей продукции компания выпускает на новом предприятии в России. Созданная в 1936 г. Lumi Hakkapeliitta стала первой в мире легковой зимней шиной. Сегодня Hakkapeliitta по-прежнему в лидерах.

Так в 1970-м выглядел завод в городе Нокиа. Он работает и сегодня, но большую часть своей продукции компания выпускает на новом предприятии в России.

Созданная в 1936 г. Lumi Hakkapeliitta стала первой в мире легковой зимней шиной. Сегодня Hakkapeliitta по-прежнему в лидерах.

Шагая в ногу

Hakkapeliitta развивалась вместе с автомобилем и транспортной инфраструктурой. Суровые годы двух войн – советско-финской и Второй мировой, когда основной продукцией стали покрышки для армейских грузовиков и самолетов, заставили делать шины прочными и легкими. Ограничения с поставками сырья научили смело экспериментировать с составом смесей, что пригодилось при подборе компаундов, остающихся эластичными на морозе.

Шины NokianПосле войны построили новый завод, а открытие границ для зарубежных товаров в 1950-е стало стимулом для работы над качеством продукции. В 1956 году на рынке появляется Haka-Hakkapeliitta с вдвое более прочным протектором при очень достойном поведении на зимних дорогах.

Массовая замена гравийных шоссе асфальтом активизировала борьбу за безопасность и комфорт. На смену хлопковому корду пришел корд из синтетических волокон. В результате Hakkapeliitta стала более легкой, комфортной и долговечной.

Мировую известность шинам из страны Суоми принесло ралли Монте-Карло. «Обутые» в шипованную Kometa Hakkapeliitta машины финских раллистов столь уверенно обходили соперников на горных дорогах этой зимней гонки, что Паули Тойвонена, Рауно Аалтонена и Тимо Мякинена назвали «летающими финнами».

Шипы и розы

В европейских дебатах начала 1960-х о целесообразности шипов шинники из города Нокиа не участвовали. В 1965 году они выпустили модель, спроектированную под ошиповку, показав ее достоинства на практике. Вскоре компания претерпела реорганизацию и построила новый завод.

В 1970-м в линейке Hakkapeliitta появилась первая радиальная модель Hakkapeliitta Radial 06. Такое строение каркаса улучшало комфорт и ходовые качества. Следующими стали радиальные шины с металлокордом: легковая Hakkapeliitta 08 со стальным брекером была выпущена в 1977 году.

В период нефтяного кризиса Nokian Tyres обратила внимание на уровень сопротивления качению, износостойкость и прочность своих шин. «Ездите на финских шинах Hakkapeliitta. Всего 2 пенни за километр!» – под таким слоганом продавали Hakkapeliitta еще в далеком 1976 году.

Следующий «подарок», на который пришлось реагировать создателям «зимы» от Nokian Tyres, – массовая практика 1980-х по посыпке дорог химреагентами. Возросшие вследствие этого требования к износостойкости, уровню шума и сцеплению на мокрой дороге пришлось решать в новом поколении Hakkapeliitta, над которым трудились два года. Эта покрышка NR 09 образца 1980 года явилась сюрпризом: дизайн протектора с привычными присосками заменили стрелообразным рисунком. Новинка оказалась столь успешной, что к 1987 году была выпущена в количестве 5-ти миллионов.

Шины Nokian Шины Nokian
   
Шины Nokian Шины Nokian
   
Шины Nokian Шины Nokian
   
Шины Nokian Шины Nokian
   
Шины Nokian Шины Nokian
   
Технический специалист компании тестирует новую шину, 1970 г. Реклама 1960-х. Уже тогда в линейке Hakkapeliitta была целая гамма моделей.

Технический специалист компании тестирует новую шину, 1970 г.

Реклама 1960-х. Уже тогда в линейке Hakkapeliitta была целая гамма моделей.

Ралли Монте-Карло, 1966-й год. Hakkapeliitta готовится к старту. 1980-е. Новое поколение шин Hakkapeliitta демонстрирует свои лучшие характеристики в очередном ралли.

Ралли Монте-Карло, 1966-й год. Hakkapeliitta готовится к старту.

1980-е. Новое поколение шин Hakkapeliitta демонстрирует свои лучшие характеристики в очередном ралли.

Благодаря линейке Hakkapeliitta скромный производитель из города Нокиа стал «законодателем мод» в зимнем сегменте шин.

Легенды наших дней

Еще одну характерную черту зимней шине из города Нокиа добавило открытие компанией в 1986 году собственного полигона в заполярном городе Ивало. Десятки километров заснеженных и ледовых трасс, проложенных по лесу, холмам и замерзшим озерам, помогают испытывать опытные образцы и новинки в разных режимах. Полигон известен шинникам и автоконструкторам всего мира.

Фрикционные (нешипованные) шины, как Hakkapeliitta NRW 1, для мягких европейских зим и стран, где применение шипов запрещено, пополнили семейство марки в 1996 году. Фрикционные Hakkapeliitta ведут себя на льду не хуже иных шипованных.

Следующий шаг навстречу потребителям сделали маркетологи. В конце тысячелетия начинает свою деятельность сеть шинных центров Vianor. А в 2005-м компания открывает второй завод – современнейшее предприятие в России. В сегодняшней модельной линейке Nokian Tyres – шины с шипами и без, для легковушек, внедорожников и кроссоверов. Добиваясь максимально высокого сцепления колес с дорогой, компания применяет шипы с квадратным и шестиугольным в сечении сердечником, с квадратной опорой и квадратным корпусом.

А тем временем отдел разработки продукции трудится над проектом интеллектуальной шины и занимается поиском замены натуральному каучуку. Hakkapeliitta продолжает бороться за свое превосходство на дорогах – звание победителя обязывает…

Игорь Коваленко
Иллюстрации Nokian Tyres

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.