X

Сонливость за рулем: Не спать! Держаться!

Заснуть за рулем – это значит превратить свою машину в неуправляемый, всесокрушающий снаряд. И от утомления за рулем не застрахован никто, ведь причины усталости зачастую самые обычные.

Собственно, речь вовсе не о сне – достаточно водителю даже не задремать, а закрыть глаза, «отключиться» на пару секунд, чтобы произошло непоправимое. А причин для усталости у него немало – впрочем, как и способов ее избежать. Об этом необходимо помнить еще и потому, что не всегда человек устает только в дальней дороге: при некоторых обстоятельствах «закемарить на секундочку» можно и по пути на работу или с работы.

Откуда что берется

На самом деле то, что мы  называем «заснул за рулем», не всегда собственно сон – часто это предшествующее ему состояние сонливости, которое, однако, уже характеризуется опасными для безопасности движения симптомами: снижением мозговой деятельности, рассеянным вниманием, зевотой, слипанием век, резью в глазах. При появлении любого из таких симптомов нужно внимательнее «прислушаться» к себе и немедленно принять меры к улучшению самочувствия. На склонность к сонливости влияют общее самочувствие человека (наличие болезни, так называемой накопленной усталости и пр.), тип маршрута (однообразный ландшафт), состояние дороги (ровная прямая) и даже состояние автомобиля.

Превентивные меры

Хорошо выспаться – один из верных способов обес­печить себе бодрость за рулем. Это не панацея, но в самом деле может продлить время активности и высокой концентрации внимания водителя. Перед дальней поездкой не переедайте, поскольку обильный прием пищи часто сменяется желанием поспать – особенно в период с 14.00 до 17.00. Наконец, прокладывая маршрут дальнего путешествия, стоит помнить, что монотонность ровных прямых трасс провоцирует у водителя так называемый дорожный гипноз – ту самую сонливость.

По утверждениям медиков, это время с 4 до 5 утра, с 10 до 11, с 16 до 17 дня и с 22 до 23 ночи…

Пополнить оснащение

На усталость глаз – главного органа для водителя – влияют условия, при которых им приходится «работать». Поэтому если вы знаете, что предстоит длинный маршрут или просто поездка в состоянии усталости, особо позаботьтесь о чистоте лобового стекла, оптике фар, исправности «ресничек» стеклоочистителей. Если ваша машина часто используется для дальних вояжей, «на постоянной основе» укомплектуйте ее термосом и автомобильной термокружкой для кофе – это «cпасет» вас на дорогах глубинки, где слабо развита придорожная инфраструктура, нет АЗС и кафе проверенных брендов. Также полезно положить в бардачок диск или флешку с какой-либо речевой записью, например, аудиокнигой или уроком иностранного языка, требующим интерактивного общения с диктором – повторения слов, фраз и т. п. Таким образом, можно попутно повышать свой культурный уровень и учить иностранный язык.

Активные действия

При первых признаках сонливости нужно обратиться к «активному противостоянию» ему. Выпейте крепкий кофе, проследите, чтобы в автомобиле был свежий и прохладный воздух, заведите разговор с пассажирами на интересную вам тему (не зря ведь машины дальнобойщиков оснащены рациями, по которым они общаются друг с другом в пути). Если попутчиков нет, включите немузыкальную радиопрограмму и не постесняйтесь «обсуждать» услышанные новости с диктором. Если есть телефонная гарнитура или «громкая связь», можно позвонить родным или друзьям и поговорить с ними о чем-либо. Хорошо также жевать сухое пе­ченье, семечки, сушеные кальмары и т. п. Энергетические напитки хороши на крайний случай: после окончания их действия усталость наваливается с удвоенной силой. Лучше всего сделать короткий пит-стоп, чтобы сменить обстановку, подышать воздухом, выполнить гимнастические упражнения. Эффективное средство – остановиться и поспать 15–20 минут. Это вообще рекомендуется делать через каждые два-три часа езды. Помогает и массажная накидка на сиденье, которая в активированном состоянии заставляет кровь быстрее двигаться по сосудам, это снижает сонливость. 

Антисон

Многие современные автомобили могут быть укомплектованы электронной системой контроля усталости – Safety Shield  у Nissan, Driver Alert Control у  Volvo, Attention Assist у Mercedes и пр. Отслеживая траекторию движения автомобиля и особенности работы водителя с органами управления и соизмеряя эти данные с длительностью поездки, упомянутые системы делают вывод об усталости водителя и поднимают сигнал тревоги. Существуют подобные системы, продающиеся в качестве допоборудования для любых авто. Как более доступный вариант – портативные устройства типа «антисон», которые вешаются на ухо и подают раздражающий звуковой сигнал, если голова водителя «падает» вперед.