X

Страны Балтии: дороги строит ЕС

В бывших странах СССР, которые вошли в Евросоюз, дороги все еще не на таком высоком уровне, как странах Западной Европы. Но ситуация меняется к лучшему.

«Это то, чем мы не можем гордиться, – говорит латвийский автомобильный журналист Илмарс Ликумс. – До 2004 года у нас был «дорожный фонд» – особенная часть бюджета, которая накапливала деньги с налогов на дороги и на топливо. Это было что-то вроде фиксированной ставки, по которой деньги с налогов должны были возвращаться на содержание существующих дорог и постройку новых. Но правительство решило, что хочет больше свободы в использовании денег с налогов, что в свою очередь негативно сказалось на количестве денег, которые вкладывались в дороги.

Например, в 2007 мы потратили 276,5 миллионов евро, в 2008 – 336,5, с началом кризиса – 173, 133, 115 соответственно. В 2011 25% мощеных дорог и 38% гравиевых дорог считались сношенными. В 2008 дефицит на дорожные работы достиг 6,1 миллиардов евро (что ориентировочно может быть равно всему бюджету страны). У меня нет сомнений, что ситуация улучшится, но она сильно зависит от темпов восстановления и разрастания экономики Латвии, – говорит латвийский автомобильный журналист Илмарс Ликумс.

В Эстонии ситуация похожая. На крупные проекты по ремонту и строительству дорог местных денег не хватает. Поэтому магистрали строят за деньги ЕС. Есть проблема с местными дорогами – между местными и государственными властями идет вечный спор, кому они принадлежат. Например, в Таллинне, где при власти люди, оппозиционное к правительству страны, они требуют финансирования от общего бюджета, – говорит журналист из Эстонии.