X

Тест автомобильной навигации: Не едь за мной, я заблудился

Большинство иностранных навигационных систем для автомобилей в Украине и странах СНГ бесполезны. Ведь зарубежным создателям этих систем наша картографическая информация недоступна. Поэтому появление отечественных «электронных штурманов» вполне закономерно. Одна из таких систем – «GPS-Навигатор» – была установлена в редакционной машине.

Большинство иностранных навигационных систем для автомобилей в Украине и странах СНГ бесполезны. Ведь зарубежным создателям этих систем наша картографическая информация недоступна. Поэтому появление отечественных «электронных штурманов» вполне закономерно. Одна из таких систем – «GPS-Навигатор» – была установлена в редакционной машине.

Большинство иностранных навигационных систем для автомобилей в Украине и странах СНГ бесполезны. Ведь зарубежным создателям этих систем наша картографическая информация недоступна. Поэтому появление отечественных «электронных штурманов» вполне закономерно. Одна из таких систем – «GPS-Навигатор» – была установлена в редакционной машине.

Еще не так давно использование «электронной карты» в нашей стране не представлялось возможным. Картография была под надзором силовых структур и службы безопасности, а информация о дорожной сети, ландшафте и расположении различных объектов содержалась в строжайшем секрете. Но сейчас и в Украине появились отечественные «электронные проводники». Испытывамая нами система «GPS-Навигатор» работает на основе карманного персонального компьютера (КПК) под управлением ОС Windows CE или ноутбука под управлением ОС Windows 9X.

Система определяет кратчайший маршрут движения от точки старта или от местонахождения автомобиля до точки финиша.

Проверка на дорогах

Наше знакомство с электронной картой началось с курьезов. Испытать систему в действии хотелось всем. Не мудрено, что после таких «тестов» система вдруг начала «творить чудеса».

Если верить курсору, мы регулярно плавали на своем «фордике» по Днепру или Десне (хотя на самом деле были на Печерске). Оказалось, что район, который мы всю жизнь считали Оболонью, на самом деле – город Ирпень. Иной раз система упорно пыталась завернуть нас налево на… проспекте Победы (прямо через разделительный барьер). Так долго продолжаться не могло, и мы обратились в компанию «Национальные электронные коммуникации». Все оказалось очень просто: листая меню, кто-то случайно сбил привязку системы. Как выяснилось, мы тестировали предсерийный продукт, где функция корректировки не была закрыта для пользователя. После того как ее «упрятали», все стало на свои места, и мы сразу «нашли общий язык» с программой.

Часто посещаемые места (служебные автомойки и домашие адреса) отмечаем закладками, теперь система может прокладывать путь именно к ним. В остальных случаях конечный пункт задаем по адресу или по близлежащим объектам (банки, кинотеатры, станции метро и т. п.). Вот только некоторые крупные ориентиры, например, медицинские центры не заложены. А могли бы, ведь те же увеселительные заведения присутствуют.

Система производит поиск по всем информационным слоям (области, районы, города, поселки, улицы Киева, различные объекты и т. д.) и закладкам на карте.

Задав конечный адрес – финиш, сразу получаем информацию о длине маршрута. Текущее положение автомобиля навигация определяет через GPS-приемник, связанный со спутником. Но место старта можно задать и самостоятельно. При этом не обязательно думать о том, где он будет находиться. Прокладывая маршрут, система навигации принимает во внимание наличие улиц с односторонним движением, дорожную разметку и знаки. Например, если мы на дороге с односторонним движением, а финиш где-то «за спиной», электроника просто проложит маршрут в объезд и не поведет против потока. Правда, не всегда выбранный «электронной указкой» путь оптимален с точки зрения человека, хорошо знающего город. В этом случае просто корректируем путь, уходя с предложенного маршрута. Через некоторое время система определяет новые координаты машины и прокладывает маршрут уже исходя из них.

К сожалению, в нашей стране нет информационного центра, готового в реальном времени передавать информацию о пробках и т. п. Соответственно, электроника не может прокладывать маршрут в объезд пробок, ремонтируемых участков дорог или не внесенных в ее память мест, временно перекрытых для движения знаками. Поэтому «электронная указка» несколько раз советовала нам повернуть под «кирпич», переехать через «осевую» или проехать по закрытому для движения автотранспорта Андреевскому спуску. Но разработчики системы постепенно избавляют ее от таких недостатков. Дело в том, что пользователи сообщают о замеченных неточностях: после накопления такой информации, примерно раз в 3 месяца, происходит обновление карты, и она бесплатно рассылается клиентам по электронной почте или перезаписывается в КПК.

Доверяй, но проверяй

В зависимости от пожеланий и привычек водителя, можно выставить различные варианты сопровождения. В зависимости от этого на экране будет отображаться просто карта, схема проезда, стрелочный указатель или карта плюс скроллинг. Самым удобным нам показался последний вариант: он позволяет видеть проложенный маршрут, местоположение и направление движения автомобиля и слушать голосовую подсказку.

При движении по установленному маршруту система голосом предупреждает через сколько метров (2000, 1000, 500, 200 и т.д.) и в какую сторону (направо/налево) нужно будет повернуть.

Однако не стоит слепо доверять приятному женскому голосу (он может звучать на английском или русском языках), особенно на сложных развязках и перекрестках. Лучше кинуть взгляд на экран – куда же ведет красная линия? Некоторые развязки система воспринимает как клумбы и стремится увести машину вправо. Таким образом, мы несколько раз возвращались на мост Патона и объехали Русановку, пытаясь проехать в Дарницу.

Но надо отдать должное системе, она всегда приводила нас к заказанным улочкам, месторасположение которых мы не знали даже приблизительно. То есть поставленную задачу система выполняет. Обо всех же неточностях, выявленных в процессе таких катаний по городу, мы сообщили «куда следует». Меры были приняты – корректировки сделаны. Так что и наша скромная лепта в развитии GPS-навигации в Украине есть.

Карта на ладони

Проложив маршрут, можно «попросить» систему показать все заправочные станции, отели, рестораны или другие интересующие объекты, расположенные вдоль заданного пути. Есть возможность и самому проложить маршрут (проехав и записав весь путь) и отправить его, скажем, своим гостям, чтобы они не заблудились, отправляясь к вам в гости.

GPS-навигатор можно использовать как карту и просто получать справочную информацию о расположении имеющихся на ней объектов. И даже уходя в плавание на яхте, навигатор можно прихватить с собой. Фарватер он, конечно, не покажет, но, скажем, сориентировать в незнакомом месте или «подсказать», с какой стороны обойти остров, сможет. Как на суше, так и на воде система определяет координаты с погрешностью 5 – 15 метров.

Карта Украины – не такая подробная, как Киева. Города обозначаются схематически. Так что, двигаясь к намеченной цели через незнакомый город, главное – держаться как можно ближе к «красной нити» путеводителя. И даже если вы от нее отклонились, всегда есть возможность, определив свое местонахождение и, видя сетку дорог в этом городе, решить, где повернуть, чтобы вернуться на линию маршрута.

 Навигатор в паутине дорог

«GPS-Навигатор»: аппаратно-программный комплекс, предназначенный для определения местоположения автомобиля, отображения его на цифровой карте бортового компьютера и для построения маршрутов движения автомобиля. Пока украинским пользователям предлагается следующий перечень программного обеспечения:

«GPS-Навигатор Украина», масштаб 1:500000 – 150 у. е.
«GPS-Навигатор Киев», масштаб 1:10000 – 150 у. е.
«GPS-Навигатор Украина + Киев» – 229 у. е.
«GPS-Навигатор Донецк», масштаб 1:10000 – 120 у. е.
«GPS-Навигатор Днепропетровск», масштаб 1:10000 – 120 у. е.
«GPS-Навигатор Москва», масштаб 1:10000 – 150 у. е.
Каждая дополнительная карта – 90 у. е.

Цена КПК составляет 350 – 600 у. е. (зависит от производителя), GPS-приемника – 150 – 220 у. е., держателя – 10 – 20 у.е.

 На свое усмотрение

Водитель имеет возможность выбрать любой вариант сопровождения по маршруту (1). Пользователь самостоятельно может настроить изображение, изменить внешний вид зеленых насаждений, «попросить показывать» только улицы или вместе с конфигурацией домов и их номерами и т. д. Скроллинг указывает местонахождение и направление движения автомобиля, красная линия – проложенный системой маршрут (2). А можно ограничиться стрелочным указателем (3). Тогда система будет показывать общую длину маршрута, расстояние до перекрестка, а крупной стрелкой – направление движения.

Дмитрий Чабан
Фото Юрия Нестерова

Редакция благодарит компанию «Национальные электронные коммуникации» за предоставленную на тест систему навигации