X

Токийский автосалон: Кто в доме хозяин

Максимально угодить японцам на 39-м Международном автосалоне в Токио старались не только домашние компании, а и заезжие европейцы, американцы и корейцы.

Максимально угодить японцам на 39-м Международном автосалоне в Токио старались не только домашние компании, а и заезжие европейцы, американцы и корейцы.

Максимально угодить японцам на 39-м Международном автосалоне в Токио старались не только домашние компании, а и заезжие европейцы, американцы и корейцы.

В Японии очень сильны национальные традиции. С ними приходится считаться и гостям страны, и гигантам мирового автопрома, которые хотят продавать здесь свои автомобили. А соблазн «отхватить» кусок японского «пирога» довольно большой – только в 2004 году местные жители купили около 4,7 млн. легковых авто.

Чужие тут не ходят

Мотор-шоу в Токио заметно отличается от автосалонов во Франкфурте, Париже или Женеве. Хотя выставка и носит гордое звание международной, ее экспозиции однозначно ориентированы на местный рынок. Первое, что бросается в глаза – четкое разделение на «своих» и «чужих». Если пройти по центральному проходу трех основных павильонов выставки, можно заметить, что с одной стороны расположился японский автопром, а с другой – иностранные автомобили вкупе с комплектующими, автоаксессуарами и оборудованием. А как же традиционное японское гостеприимство? Во-первых, в таком расположении нет никакой дискриминации, просто японцы очень любят строгий порядок! А во-вторых, хозяева гостеприимно приглашают посмотреть на свой автосалон гостей со всего мира. Например, компания Nissan Motor, которая только в этом году открыла собственное дочернее предприятие в Украине, пригласила украинских журналистов на Токийское автошоу вместе с их коллегами из таких автомобильных супердержав как США, Германия, Великобритания и Россия.

Весьма специфичный образ жизни японцев – это не прихоть или слепой догматизм, а вполне объективная, иногда очень даже суровая реальность. Судите сами – по площади эта страна чуть больше половины Украины (378 тыс. кв. км), причем 71% суши покрывают горы, а на оставшейся территории живут и работают 125 миллионов человек. Поэтому земля в Стране восходящего солнца – самый дорогой и дефицитный товар. Из-за этого мы видим нагромождение небоскребов, многоуровневые эстакады, узкие улочки и дороги, платные автомагистрали и пугающее количество автомобилей, которые пытаются найти ночлег на крохотных площадках и многоэтажных лифт-парковках. Вполне резонно, что большинство этих машин – малогабаритные и малодымящие! Микро- и мини-мобили с объемом двигателя меньше литра составляют почти четверть японского автопарка. А вот на долю больших лимузинов и внедорожников премиум-класса приходится меньше 5% ежегодных продаж, в то время как в других развитых странах этот показатель вдвое выше.

Правда, со временем вкусы японцев меняются. В какой степени – в этом году решила проверить Toyota, которая впервые показала землякам экспозицию своего американского люкс-бренда Lexus. В свою очередь, другой крупнейший оператор местного рынка – Nissan решил сначала испытать свою заокеанскую марку Infiniti в Корее, потом в Китае, России и уже затем решать, что делать дома. Эти «маневры» заставили активнее действовать в Японии и… немцев – Audi, Mercedes и Volkswagen привезли в Токио концепт-кары, специально подготовленные именно для этой выставки!

Но как бы там ни было, какие машины предпочитают японцы, лучше всего знают их собственные автопроизводители – пока 91% ездящих тут авто носит эмблемы Toyota, Nissan, Honda, Suzuki, Mitsubishi, Daihatsu, Fuji Heavy или Mazda.

Дом на колесах

Япония давно уже считается индустриальным гигантом, лидирующим в производстве и экспорте высокотехнологичных товаров – автомобилей, кораблей, промышленных роботов, телевизоров, фотоаппаратов и т. д. Над их созданием в деловых и промышленных мегаполисах денно и нощно трудятся миллионы японцев. А когда все же наступает время отдыха, они садятся в автомобили, выезжают на улицы и… попадают в пробки! А так хочется побыстрее оказаться дома, окунуться в атмосферу покоя и уюта. Вот почему любимый формат японских горожан – так называемые volume-auto или, проще говоря, фургоно- и минивэноподобные автомобили. На выставке можно было встретить такие модели самых разных классов и направлений – от совсем микроскопических 3,4-метровых фургончиков до полноценных минивэнов, самые большие из которых достигают в длину почти 5 метров. Кроме обычных и тюнинговых версий таких машин, обходительные японцы изобретают и специализированные транспортные средства для особых случаев или категорий населения – молодежные, женские, для инвалидов или перевозки домашних питомцев.

Вперед – в будущее

Девиз нынешней выставки – «Driving Tomorrow!» From Tokio», что можно перевести как «Отправляясь в будущее» из Токио». Поэтому наибольший интерес здешней публики вызывают концепт-кары. Будущее видится японцам не каким-то расплывчатым, а вполне определенным. В стране, где существует острый дефицит не только земли, но и других природных ресурсов, а значительная часть электроэнергии вырабатывается на мусоросжигательных заводах, главные задачи в перспективе – это бережное, экономное отношение к окружающей среде и использование новых источников энергии. В автомобилях тут на первый план выходят гибридные силовые установки и топливные элементы, интеллектуальное компьютерное управление драйвом для безопасности и оптимального расхода энергии, утилизация и повторное использование компонентов конструкции. Самое приятное, что японцы также не забывают об индивидуальных потребностях владельца и создании благоприятной атмосферы для комфортного передвижения.

В этом материале мы начали рассказ об автосалоне в Токио, позволяющий настроиться на восприятие японского автостиля. В следующих номерах мы подробнее расскажем о самых интересных новинках, включая суперкары, купе и кабриолеты, которые всегда являются изюминкой любой автомобильной выставки.

Сергей Тарнавский
Фото автора

Редакция благодарит «Nissan Motor Украина» за помощь в подготовке материала