X

Украина может занять место в мировом автопроме

Во Львове состоялся второй Украинский Автомобильный Форум.

Организаторы Ukrainian Automotive Forum – компания Strategy Council и ассоциация Укравтопром, объявили, что отныне такое представительное международное мероприятие становится ежегодным. Это свидетельствует, что сектор производства автомобильных комплектующих и транспортных средств в Украине демонстрирует рост и перспективу.

В обсуждении наиболее дискуссионных вопросов автомобильной промышленности приняли участие более 70 руководителей предприятий отрасли из 10 стран мира. К ним присоединились председатель Львовской ОГА О. Синютка, президент Ассоциации украинских автопроизводителей Укравтопром М. Резник, председатель Федерации работодателей автомобильной отрасли О. Боярин, председатель правления Немецко-Украинской промышленно-торговой палаты А. Маркус, руководители подразделений ЛОГА и мэрии Львова, представители ЕБРР, Райффайзен банк Аваль, Бейкер МакКензи, СТР.

Проведение форума во Львове демонстрирует возможности децентрализации в Украине, ведь именно местная власть выделяет площадки и обеспечивает инфраструктурные возможности для инвестиций в новые производства, расширение или реконструкцию существующих предприятий. Начиная с 2000 года на территории Украины создано более 20 предприятий по производству комплектующих, которые поставляются на конвейеры мировых автогигантов.

Инвестиции в такие предприятия приближаются к 500 млн. евро, количество работающих – превышает 20 000, а географически лидируют Львовская и Закарпатская области. Основные проблемные факторы в этом сегменте – это система подготовки квалифицированных кадров и сложности пересечения границы с Евросоюзом. Участники согласились, что уровень зарплаты должен составлять не менее 500 евро, чтобы украинские предприятия могли удерживать работников от выезда в соседние страны.

Если с производством составных частей для автомобилей ситуация вызывает оптимизм, то выпуск готовых транспортных средств уже много лет находится в кризисе, вызванном непоследовательностью (или отсутствием) государственной промышленной политики, закрытостью внешних рынков и катастрофическим падением покупательной способности украинцев.

Только в сегменте легковых авто построено четыре автозаводы (ЗАЗ, Еврокар, Богдан, КрАСЗ) общей мощностью 400 тыс. готовых автомобилей в год, которые сейчас загружены на 1-2%! Всего же, с учетом грузовиков и автобусов, в Украине создано 12 автосборочных предприятий, из которых работают только 7.

Вместе с тем, мировой автопром продолжает рост, а учитывая ускоренную переориентацию на выпуск электромобилей и диджитализацию обостряется дефицит производственных площадок. Это шанс для Украины войти в глобальную кооперацию автопроизводителей на новых принципах. Украинской власти пора создать законодательные основы для автомобильного машиностроения, ведь вызывает удивление даже то, что законодатели установили нулевой НДС импорте электромобилей и оставили 20% для произведенных в Украине!

Ситуацию должны исправить законопроекты 8159 и 8160 о стимулировании рынка и производства электротранспорта, которые никак не рассмотрит Верховная Рада. Для потенциальных инвесторов важны гарантии, что правила и условия работы не будут меняться по крайней мере 10-15 лет, но программа развития украинского автопрома на длительный период так и не создана, а единственный долгосрочный документ – это Национальная транспортная стратегия до 2030 г., подготовленная Мининфраструктуры, где приоритет отдан экологически чистому транспорту. Это и дает надежду, что со временем в Украине удастся развернуть производство электромобилей, аккумуляторов и других комплектующих для них.

Заместитель председателя правления корпорации «УкрАвто» Олег Папашев подчеркнул, что для реализации промышленного сценария нужно эффективное партнерство с транснациональными компаниями, которое обеспечит работой украинские предприятия в глобальной системе поставок. Конкуренция здесь –сверхвысокая, но есть шанс на технологический прорыв, способствующий повышению уровня жизни нации, развитию общества и его безопасности: «Вокруг нас много конкурентов, и мы не в лучших стартовых условиях. Сегодня время дискутировать о том, что в состоянии предложить Украина индустриальным инвесторам, где искать точки роста и возможностей, какую домашнюю работу должна сделать власть совместно с украинским бизнесом, чтобы окончательно не потерять то, что создавалось большим трудом».

Символично, что техническим партнером второго ежегодного Украинского автомобильного форума стал бренд Kia, который предоставил гостям трансфер электромобилями Kia Soul EV и гибридными кроссоверами Kia Niro.