X

Улучшить работу украинских НПЗ способны только глобальные инвестиции

Коренным образом улучшить экономические показатели украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) способны только глобальные инвестиции в производственные мощности, а не пошлины на импортные топлива.

Однако вопрос введения таковых рассматривают украинские власти, считает генеральный директор Мозырского НПЗ (ОАО «Мозырский НПЗ», Беларусь) Анатолий Куприянов. «Ситуация с украинскими НПЗ мне ясна: без инвестиций эта отрасль не живет. Я слышал, что один из крупнейших НПЗ вашей страны тратит на развитие около $20 млн. в год», – сказал он в интервью газете «Зеркало недели. Украина», добавив при этом, что Мозырский НПЗ только на текущие или плановые ремонты направляет в год не менее $45 млн, сообщает «Интерфакс-Украина».

«Эти деньги мы даже не учитываем в качестве инвестиций. А что такое $20 млн. для крупного НПЗ, если, к примеру, одна установка гидроочистки бензина каталитического крекинга стоит $100 млн.», – добавил топ-менеджер.

Кроме этого он полагает, что в Украине нет будущего у небольших заводов с мощностью переработки менее 6 млн. тонн нефти в год. Руководитель Мозырского НПЗ отметил, что уход с рынка малых заводов – общемировая тенденция.

Таким образом, полагает А.Куприянов, в Украине при достаточном уровне инвестиций из пяти функционирующих НПЗ перспективы есть только у крупных – Кременчугского НПЗ (ПАО «Укртатнафта», Полтавская обл.) и Лисичанского НПЗ (ЧАО «ЛИНИК», Луганская обл.). «Боюсь, у остальных украинских НПЗ такой перспективы нет», – подчеркнул А.Куприянов.

Он также высказал свое мнение относительно возможного введения в Украине пошлин на импортные нефтепродукты, назвав такие действия негативными. А.Куприянов считает, что пошлины лоббируют украинские заводы для того, чтобы удержаться на рынке с минимальным затратами на развитие. «Фактически это желание сохранить рынок низкокачественного продукта», – отметил руководитель НПЗ.

А.Куприянов добавил, что сегодняшние обвинения белорусских поставщиков нефтепродуктов в демпинге на украинском рынке безосновательны. «Все приводят в пример 2010 год, который как раз выдался для нас очень сложным. Начались поставки российской нефти с пошлиной, альтернативные поступления из Венесуэлы. А ведь раньше мы работали в более комфортных условиях, закупая нефть до 2007 года вообще без пошлин по внутренним ценам России. Тогда почему-то это никого в Украине не волновало», – сказал он, добавив, что уже в тот период украинские НПЗ покупали нефть значительно дороже, чем белорусские, но не требовали введения каких-либо заградительных мер в стране.

При этом он считает, что в случае введения пошлин на рынок может прийти дешевый некачественный нефтепродукт.

Как сообщалось, Украина в конце января 2011 года начала специальное расследование относительно импорта в страну отдельных видов нефтепродуктов в независимости от страны происхождения.

Министерство энергетики и угольной промышленности поддерживает введение пошлин независимо от страны происхождения на бензины – EUR130/тонна, на дизтопливо – EUR80/тонна.

Украинские НПЗ неоднократно заявляли, что получают нефть для переработки по мировым ценам, в то время как страны Таможенного союза, в частности, Белоруссия, приобретают сырье без пошлины, и формируют значительную долю импорта нефтепродуктов в Украине. Местные заводы считают, что пошлины позволят увеличить переработку нефтяного сырья и провести модернизацию производств.

Крупные сети АЗС, преимущественно импортирующие нефтепродукты, негативно высказались о возможности введения пошлин, считая, что это приведет к монополизации рынка украинскими НПЗ, а также к резкому росту цен на нефтепродукты. Свою обеспокоенность возможным введением пошлин в совместном письме премьер-министру Украины изложили посольства Литвы, Румынии и Польши.

Государственная налоговая служба Украины считает, что введение пошлин на импортные нефтепродукты может значительно повысить цену топливо.

Такого же мнения придерживается и первый заместитель министра экономического развития и торговли Вадим Копылов, которые считает, что пошлины приведут к росту цен на нефтепродукты на 30-40%.

В свою очередь премьер-министр Украины Николай Азаров считает, что страна стала слишком зависима от импорта, колебаний цен на нефтепродукты и нефть в мире, а значит данное положение нужно исправить.