Важный этап в жизни ЗАЗа: тернистый путь переднеприводной модели
Автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия» был принципиально новым шагом в продукции Запорожского автозавода и быстро завоевали популярность.
Еще в первой половине 70-х гг. на улицах Запорожья стали появляться легковушки незнакомого покроя, совсем не похожие на привычную продукцию ЗАЗа. Тем не менее, выезжали они из ворот этого завода и туда же возвращались. Это были опытные образцы, имевшие в отличие от серийных «Запорожцев» не заднее, а переднее расположение двигателя (причем жидкостного охлаждения) и главное – привод на передние колеса.
У их истоков стоял тогдашний главный конструктор Запорожского автозавода, горячий сторонник именно такой компоновочный схемы – Владимир Стешенко. Талантливый инженер, как говорится от Бога, он еще в 1968 году защитил кандидатскую диссертацию именно по переднему приводу. Кстати, это была одна из первых в СССР научная работа на данную тему.
Конструкция запорожского переднеприводного автомобиля фактически сложилась уже в 1978 году. Но дать команду на ее производство московские чиновники не спешили: в 1981 году они поставили задачу – довести машину до уровня популярного английского одноклассника, переднеприводной модели Ford Fiesta.
Через год ЗАЗ-1102 успешно прошел приемочные испытания. Однако столичные руководители не унимались. Они дали указание догнать другую английскую машину – Austin Metro. А в 1983 году обязали сравняться с новой итальянской моделью, в 1984 году – с французской и т. д.
В чем же причина этой чехарды? Шлагбаум перед ЗАЗ-1102 опустил тогдашний министр автомобильной промышленности Поляков, в прошлом генеральный директор «АвтоВАЗа». Он направлял огромные средства на «свой завод» на новые разработки. И в результате появился переднеприводный автомобиль ВАЗ-2108, который был запущен в серию в 1984 году, а ЗАЗ-1102 – лишь три года спустя.
С появлением «Таврии» начался новый развития экспорта запорожских автомобилей. И неудивительно: по своей конструкции она в момент своего появление отвечала мировым тенденциям. В начале 90-х гг. за границу уходило фактически треть всей продукции «АвтоЗАЗа». Так, например, в 1992 году туда было отправлено около 30 тыс. «Таврий». Они поставлялись в различные страны Центральной и Западной Европы и даже в Латинскую Америку.
В 1998 году автомобиль был существенно модернизирован (около 200 изменений) и получил название «Таврия Нова». Такая машина выпускалась до 2007 года.