X

Визит вежливости Дорогами Евро-2012: Киев – Варшава

В преддверии Чемпионата Европы по футболу экипаж «АЦ» проехал по городам Польши, принимающим Евро-2012. На этот раз проводили «рекогносцировку» дороги Киев – Варшава.

В преддверии Чемпионата Европы по футболу экипаж «АЦ» проехал по городам Польши, принимающим Евро-2012. На этот раз проводили «рекогносцировку» дороги Киев – Варшава.

В преддверии Чемпионата Европы по футболу экипаж «АЦ» проехал по городам Польши, принимающим Евро-2012. На этот раз проводили «рекогносцировку» дороги Киев – Варшава.

Полное название главного польского стадиона – «Национальный стадион в Варшаве». Географическое уточнение в данном случае очень важно, ведь в мире насчитывается с десяток стадионов, в именах которых присутствует слово «национальный». На этой футбольной арене и будет проводиться церемония открытия Евро-2012. Помимо стартового матча чемпионата, здесь состоятся еще 4 встречи – две группового этапа, четвертьфинал и полуфинал. Поляки расcчитывают, что Варшаву в это время посетят около 250 тыс. туристов. Большинство наших соотечественников отправятся в столицу Польши на автомобилях.

Прямо в Европу

Кратчайший путь от Киева до Варшавы протяженностью 750 км проходит по трассе Е-373 (М-07 в Украине) и Е-372. В народе М-07 называют «Варшавка». Эта трасса является частью европейского автомобильного маршрута Киев – Люблин (Польша) – Е-373. Дорога необычная. Во-первых, проехав последнюю развилку в 10 км от Киева, на следующих «украинских» 480 км практически до самого Ягодинского таможенного пункта водителю не придется никуда сворачивать – сплошной прямик. Во-вторых, она идеально ровная, с разметкой, отбойниками и имеет по одной полосе в каждую сторону, преимущественно с широкой обочиной. Скоростной режим 90 км/ч выдерживать сложно – населенных пунктов мало, изгибы трассы минимальны, так и хочется ускориться. В-третьих, между Киевом и украинско-польской границей с двух сторон трассы насчитывается 44 АЗС, из них треть принадлежит крупным брендовым сетям, к которым относится и Shell. Первая Shell находится в самом начале пути, в Буче, на противоположной стороне, а вторая заправка расположена с той же стороны, только уже ближе к границе. Если на первой Shell заправить полный бак, то до следующей можно попробовать дотянуть – это не более 500 км. В целом расстояние между заправками на «Варшавке» может достигать 20–44 км.

Как и наши АЗС Shell, польские реализуют сжиженный газ. Цены в среднем 2,85 zl (6,85 грн.) за литр.

Стоит ли говорить…

В Польше дороги – так дороги! Конечно, встречаются и такие, как большинство отечественных – с колеями от грузовиков, с заплатами, да и трясет иногда. Но даже неровная дорога, на которой есть яркая разметка (как центральная, так и боковая) и соответствующие понятные придорожные знаки, преодолевается по-другому. Более того, в когда-то социалистической Польше каждый (!) пешеходный переход на загородной трассе, помимо разметки и знака с мигающей круглые сутки подсветкой, имеет автономное освещение от солнечных батарей. А перед переходом установлен знак ограничения скорости, требования которого местные водители выполняют.

От границы до Варшавы – 250 км. На этом пути находится 33 АЗС. Дорога ведет через Хелм и Люблин. До последнего от границы – 90 км. При въезде в город вдалеке открывается огромная территория «Майданека» – концентрационного лагеря смерти Третьего рейха во время Второй мировой войны. Сегодня здесь находится мемориальный музей. Два часа, проведенных там всего лишь в качестве туриста, наталкивают на переосмысление концепции жизни «от зарплаты до зарплаты». Кстати, советуем запланировать ночевку в Люблине, ведь даже если выехать из Киева (не говоря уж о Донецке) рано утром, то, учитывая время на пересечение границы и еще 90 км пути до города, на дорогу понадобится как минимум 10 часов. Проехать на следующий день оставшиеся 160 км до Варшавы в прогулочном темпе получится за 3-4 часа.

В Польше мы пользовались услугами оператора роуминговой связи TravelSiМ. Нас привлекли выгодные тарифы: исходящие звонки – $0,39/мин, входящие – бесплатно.

В Варшаве трехполосные дороги на перекрестках превращаются в пятиполосные.

Столичные штучки

Въехать в Варшаву утром сложно – как и в Киеве, придется постоять в длинной очереди. Что радует, так это скорость движения тянучек. Мало помалу машины «растворяются» в городской дорожной сети. Проезд перекрестков «централизованный» – для тех, кто едет налево и направо, перед поворотом отводятся отдельные полосы. То есть трехполосная дорога на перекрестке превращается в пятиполосную. Парковочные зоны в городе в основном платные. В центре стоимость около 5 zl (12 грн.) в час. Деньги принимает парковочный автомат. Не спеша читайте инструкцию прямо на аппарате – все поймете, языки похожи. С 18.00 до 9.00 и в выходные дни стоянка бесплатная.

«Национальный стадион в Варшаве» красуется в центре города на берегу Вислы. На момент приезда «АЦ» вокруг него еще велись строительные работы. Указатели на стадион – пока только на польском языке.

На наш взгляд, Варшава абсолютно готова к приему гостей Евро-2012 – гостиничные услуги отрабатывались годами на европейских туристах, кафе и рестораны встречаются на каждом шагу. На что посмотреть, тоже найдется. Полицейские – рослые крепкие парни со знанием английского языка.

Больше информации о местонахождении АЗС, кафе, ресторанов, больниц и СТО по маршруту Киев – Варшава – на www.football.autocentre.ua

«Национальный стадион»

Польша, Варшава, 58 000 мест

Новый стадион. Практически построен. Изначально установленные сроки его сдачи – декабрь 2011 года, но, по некоторым данным, строительство затягивается на два месяца. Стадион возводится на месте старой арены «Стадион десятилетия», построенной в 1955-м к годовщине «Июльского манифеста», которая была рассчитана на 71000 зрителей, но в особо торжественные дни вмещала до 100000 человек. В 1986 году праздновавшийся на стадионе традиционный «Праздник урожая» закончился актом самосожжения Рышарда Сивеца в знак протеста против ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию (в 2000-х посмертно награжден орденами стран Чехии, Польши и Словакии). В 1989-м стадион преобразовали в рынок «Ярмарка Европы», который стал самым большим рынком Европы. Торговали на нем люди из стран бывшего СССР и Восточной Европы. Ежегодный оборот составлял более $5 млрд.

Что посмотреть в Варшаве

Королевский дворец в Варшаве, Замковая площадь.
Вилянувский дворец, улица Станислава Костка Потоцкого, 1.
Зоопарк, Ратушова, 1/3.
Сирена и Барбакан, недалеко от Рыночной площади.
Уяздовский дворец, Уяздовский парк.
Рыночная площадь, Старый город.
Национальный музей, Алеи Иерусалимские, 3.
Дворец культуры и науки, станция метро «Centrum».

Польские ПДД

В населенных пунктах с 5.00 до 23.00 допустимая максимальная скорость движения – 50 км/ч. В ночное время разрешается разгоняться до 60 км/ч. За населенным пунктом можно ехать, не нарушая ПДД, со скоростью до 90 км/ч по обычной дороге, до 110 км/ч – по скоростной и до 130 км/ч – на автобане. Ближний свет фар должен быть включен постоянно с октября по февраль. Допустимое наличие алкоголя в крови – 0,2 промилле. Все пассажиры в авто должны быть пристегнутыми. Поляки передвигаются с небольшим превышением скоростного режима, но ведут себя прилично. Если есть возможность – всегда уступят дорогу, прижавшись к краю проезжей части.

Футбольный размерчик

Коль говорим мы на футбольно-автомобильную тему, то почему бы не измерить вместимость Hyundai Tucson в футбольных мячах? Объем его багажного отделения равен скромным 325 л в походном состоянии и 805 л – при сложенных спинках заднего дивана. Объем одного футбольного мяча пятого размера составляет 5,5 л. В нижнюю часть багажника (до шторки) нам удалось утрамбовать 30 мячей, что при пересчете в «boll-литры» составляет 165, то есть в 1,96 раз меньше, чем по паспортным данным. Через форточку в двери грузового отсека сверху на шторку и под потолок мы засунули еще 25 мячей. Объем заднего пассажирского отсека от пола до потолка тоже измерили – влезло 86 мячей. Когда же спинки заднего сиденья были сложены, то общее количество мячей, поместившихся в авто, составило 135 штук – 742,5 л. Зная, что литраж, измеряемый в мячах, в 1,96 раз меньше, получаем общий объем багажника с задним отсеком – 1455,3 л. Заметим, что эти данные отличаются от заводских из-за разницы верхней планки загрузки багажника. Производитель меряет по нижней кромке окон, мы же загружали мячи до потолка.Учитывая, что футбольные команды на тренировках задействуют в среднем около 30 мячей, Hyundai Tucson можно использовать как средство доставки мячей.

Польско-украинское «Танго»

Официальный мяч Евро-2012 впервые был представлен публике в Киеве в начале декабря прошлого года. Производителем уже одиннадцатого по счету мяча для Чемпионатов Европы стала фирма Adidas. При каждой демонстрации нового мяча производители заверяют, что он лучше предшественника. Так было и в этот раз – мяч стал стабильнее, точнее и красивее. В его раскраске дизайнеры попытались продемонстрировать единство Украины и Польши, добавили нотки страсти и соперничества. Прежде чем получить сертификацию в УЕФА, «Tango 12» в течение года проходил 12 различных тестов, среди которых – «избиение» роботизированной ногой, проверка на отскок, меткость, сохранение веса и формы при разных условиях игры (высота над уровнем моря, температура окружающей среды и т. д.). Оригинальный «Tango 12» в фирменных магазинах продается за 1290 грн., тогда как реплику идентичного размера в тех же магазинах можно купить за 290 грн.

Иван Терентьев
Фото Сергея Кузьмича