X

Вредные, но красивые

В этом году девизом 77-го Geneva International Motor Show впервые стал рисунок на его эмблеме – нежные, хрупкие цветы с зелеными листочками. Сомнений не было: в Женеве на фоне сказочных альпийских пейзажей у озера Ле Ман продолжится горячая экологическая дискуссия о том, что важнее – живая природа или мощные автомобили?

В этом году девизом 77-го Geneva International Motor Show впервые стал рисунок на его эмблеме – нежные, хрупкие цветы с зелеными листочками. Сомнений не было: в Женеве на фоне сказочных альпийских пейзажей у озера Ле Ман продолжится горячая экологическая дискуссия о том, что важнее – живая природа или мощные автомобили?

В этом году девизом 77-го Geneva International Motor Show впервые стал рисунок на его эмблеме – нежные, хрупкие цветы с зелеными листочками. Сомнений не было: в Женеве на фоне сказочных альпийских пейзажей у озера Ле Ман продолжится горячая экологическая дискуссия о том, что важнее – живая природа или мощные автомобили?

Именно так ставится вопрос Еврокомисcией, под страхом глобального потепления устанавливающей с 2012 года допустимый средний уровень выбросов СО2 для автопроизводителей на уровне 130 г/км. Эта цифра физически просто недостижима для больших двигателей внутреннего сгорания. Принцип усредненного подсчета норм выброса оставляет шансы на выживание лишь автогигантам, штампующим не только прожорливых «монстров», но и малолитражки, или же тем, кто готов реально ставить на конвейер автомобили с гибридными силовыми агрегатами. А что будут делать создатели классических спорткаров, роскошных лимузинов и больших внедорожников? Свои ответы на этот вопрос предлагали практически все участники 77-го Женевского автосалона.

Может, как раз из-за обострения «экологического вопроса» нынешняя автовыставка получилась эмоционально насыщеннее, чем в предыдущие годы, когда доминировала тема практичности. Многие экспозиции торжественно подчеркивали красоту и эстетическую привлекательность Его Величества Автомобиля, а руководители автоконцернов столь массово признавались в любви к окружающей среде, что у чиновников, затягивающих петлю экологических норм, вполне может дрогнуть рука. Впечатление усиливалось благодаря творениям многочисленных дизайн-студий и кузовных ателье, а также рекордному числу приглашенных со всей Европы моделей-стендисток. Причем на презентациях машины нередко въезжали на подиум под управлением хорошеньких девушек-пилотов.

Даже консервативный Mercedes не только объявил «всеобщую дизелизацию» и показал новый С-Klasse с тремя дизелями (два V6!), но и продемонстрировал концептуальный Vision C 220 Bluetec, который с расходом 5,5 л авансом соответствует нормам Евро 6! На радостях немцы переодели своих стендисток из традиционной серой униформы в яркие костюмы. При этом не забыли похвастать, что Smart 0.8 CDI – самый безвредный автомобиль с обычным двигателем внутреннего сгорания (его выброс CO2 – 88 г/км).

Не жалеет сил и средств BMW. Баварцы не только в очередной раз анонсировали водородную «семерку» Hydrogen7, но и запустили программу «Efficient Dynamics» (рациональная динамика), в рамках которой подверглась перенастройке и доработке вся (!) линейка двигателей. Вносятся изменения и в функционирование трансмиссии и шасси. Результат налицо: к примеру, BMW 523i по сравнению с прошлогодней стала на 0,3 с быстрее в разгоне до 100 км/ч и на 1,2 л экономичнее в городе.

Еще один немецкий гигант, Volkswagen теперь применяет свою концепцию BlueMotion не только на рекордсмене Polo (3-цилиндровый дизель с расходом 3,9 л/100 км), но даже на Passat. Так, новый Passat BlueMotion расходует лишь 5,1 л/100 км и выбрасывает CO2 137 г/км.

Audi в гонке за чистотой выхлопа культивирует технологию непосредственного впрыска FSI.

Французские марки вполне экологичны. Они уверены в завтрашнем дне – ведь их основные продажи и так приходятся на небольшие городские малолитражки, в том числе и с экономичными дизельными моторами, которые теперь в срочном порядке массово оснащают сажевыми фильтрами.

Именно поэтому у французов есть резерв для вторжения в нишу компактных SUV. Но если компании Citroёn и Peugeot, объединившись с Mitsubishi, уже представили рынку родственников нового Outlander, то Renault, похоже, еще окончательно не договорилась с Nissan и в который раз лишь демонстрирует подобные намерения в виде концепта Koleos.

А что же Fiat? Только-только вышедшая из штопора финансовых неурядиц, компания не ввязывается в борьбу гигантов в поисках альтернативных видов топлива, а старательно совершенствует конструкцию и технологию производства экономичных бензиновых и дизельных моторов. Так, у Bravo все бензиновые моторы малого объема – 1,4 л. Мощность отличается за счет настроек турбонаддува. А General Motors объявил целое наступление американских новых технологий на Европу. Ведь в некоторых штатах нормы по вредным выбросам уже сегодня жестче тех, что планируют ввести в Старом Свете. Так что разработка солнечных батарей и топливных ячеек совсем не фантастика, а их внедрение – вопрос ближайшей перспективы. Впрочем, объявленные премьеры – заокеанские модели Cadillac CTS и Dodge Avenger – пока остаются в рамках обычных представлений об автомобилях-американцах. А вот «джиэмовский» Opel сделал упор на маленькие спорткары и к уже поступившему в продажу GT добавил концепт GTC.

Корпорация Ford совместно с Jaguar, Land Rover, Volvo и Aston Martin ничего из экологических достижений не выпячивала, а продолжила свои премьеры в новом «кинетическом» дизайне. Теперь это целая линейка новейших Mondeo.

По части «экологичных» технологий впереди, как всегда, японцы. И в первую очередь Toyota. Ей уже удалось продать 650000 Prius и подготовить новый городской концепт Hybrid X, как нетрудно догадаться, тоже гибридный. Возможно, это видение нового Prius. И даже в спортивном концепте FT-HS силовая установка бензоэлектрическая, но развивает впечатляющие 400 л. с. А больше всего поражает Lexus, который не просто строит проекты, но уже полным ходом продает бензоэлектрический 600-й седан. Есть что предъявить и Honda – в Женеве показали Civic c бензоэлектрическим мотором и прототип интересного гибридного спорткара, очень напоминающего Honda CRX!

А вот Nissan, у которого в Японии есть «альтернативные» моторы, в Европу их везти не спешит. Компания считает, что для реального широкого применения, например, электромобилей или «водородных» моторов нужна соответствующая инфраструктура, а не только дискуссия на тему экологичного транспорта. В такой ситуации даже Subaru поспешила запустить 4-цилиндровый оппозитный … дизель! и предложить 3 переключаемые настройки бензинового 3,0-литрового мотора: от спортивной до умеренной.

Mazda и Suzuki не стали делать особый акцент на альтернативные силовые агрегаты, а просто развивают тему своих компактных городских машин.

Кроме разработки автомобилей на электротяге, актуально внедрение моторов, адаптированных к работе на биоэтаноле. Так, Saab показал 9-5 Concept E100. Под его капотом – турбированный мотор 2,0 л, способный работать на чистом биоэтаноле. Козырь такого топлива не только в менее токсичном выхлопе, но и в том, что его производят из возобновляемых ресурсов.

При этом показатели впечатляют: 300 л. с. и 400 Нм.

Впрочем, конкурентная битва идет не только на поприще альтернативного топлива и моторов, но и на других «фронтах». И тут для нас есть хорошие новости. В погоне за каждым кусочком европейского рынка автопром продолжает активно прорабатывать нишу SUV и кроссоверов для выездов за пределы городов и автобанов. А поскольку украинские дороги и окружающая инфраструктура не спешат равняться на евростандарты, то у нас появится еще больший выбор более-менее приспособленных к такой жизни автомобилей. Многим маркетологам не дает покоя новинка Nissan Qashqai. Да и Volkswagen всех направил на «кросс»: после Polo и Golf туда отправился и Touran. Не отстает и Skoda: теперь, кроме Octavia Scout, есть еще и Roomster Scout, а только что дебютировавшую новую Fabia, видимо, просто не успели облечь во внедорожные атрибуты. Зато Seat, пойдя по стопам Skoda с ее Scout, привез Altea Freetrack Prototype – минивен на шасси с клиренсом 31 см! Почти одновременно появился и Renault Scenic в прогулочном обвесе… После появления Opel Antara и Captiva у Chevrolet, С-Crosser у Citroёn и 4007 у Peugeot трудно представить массовые бренды без полноприводного или псевдовнедорожного кроссовера.

А пока европейцы борются с япоцами и американцами за SUV и экологию, корейцы из Hyundai-Kia строят заводы в Восточной Европе и расширяют линейку стопроцентно типичных европейских моделей. Например, классическая малолитражка С-класса Kia с'eed после хэтчбека, универсала и спорт-хэтча уже демонстрирует концепт кабриолета. Да и Hyundai делает основные ставки на С-класс – і30 разработан в Европе и для Европы, не оставляя без внимания и моду на кроссоверы – концепт QarmaQ.

Идет активная борьба за снижение выбросов CO2 до 130 г/км. Главная хитрость в том, что речь идет не о каждой машине, а о среднем показателе по марке! Так что же, Ferrari и Lamborghini начнут выпускать электромобили или малолитражки?

Киев–Женева–Киев

Сергей Тарнавский, Андрей Волощенко, Сергей Иванов
Фото авторов