X

Завод по производству шин: Хороший год для Sava

Производить хорошие шины – дело непростое. Но если взяться за него так, как в Словении на заводе Sava, получится продукт, достойный одного из лидеров мировой шинной индустрии – концерна Good Year.

Производить хорошие шины – дело непростое. Но если взяться за него так, как в Словении на заводе Sava, получится продукт, достойный одного из лидеров мировой шинной индустрии – концерна Good Year.

Производить хорошие шины – дело непростое. Но если взяться за него так, как в Словении на заводе Sava, получится продукт, достойный одного из лидеров мировой шинной индустрии – концерна Good Year.

Завод Sava Tires был основан в 1920 году как экспортно-импортная компания, специализирующаяся на поставках изделий из резины. Выпуском камер и автопокрышек предприятие занимается с 1946 года.

За восемьдесят четыре года существования завод неоднократно менял имена и хозяев – контролировалcя компанией Continental, был и частным коммерческим, и государственным предприятием. Но всегда оставалось неизменным основное направление его деятельности – автомобильные шины и резинотехнические изделия.

Достойно внимания

Когда компания Good Year в середине 90-х собралась разместить собственное производство поближе к перспективным рынкам Центральной и Восточной Европы, приняли решение выкупить шинный завод в одной из стран бывшего соцлагеря. Так в поле зрения стратегов корпорации попало предприятие Sava d.d. в словенском городе Крань. Словения как развитая страна со сбалансированной экономикой никогда не была регионом с дешевой рабочей силой – например, сегодня средняя зарплата там составляет 1000 евро. Но руководство Good Year и не гналось за дешевизной. Выбирая предприятие, на котором предстояло выпускать шины под своими торговыми марками, компания принимала во внимание оснащенность производства, уровень квалификации персонала и даже такие факторы, как национальные культурные традиции и особенности менталитета. И тем не менее заводские управленцы вспоминают, как нелегко было ломать социалистические стереотипы в первые годы сотрудничества с Good Year.

Человеческий фактор

Перестраивалась в первую очередь организация производства – от централизации управления к его децентрализации. Теперь при условии работы на общий конечный результат каждое подразделение принимает большинство решений самостоятельно – идет ли речь о ремонте внутрицехового транспорта или внедрении новых приспособлений. Больше самостоятельности получил и каждый работник. Лишенный опеки начальства, он может, в частности, сам решать, как повысить эффективность собственного труда – освоить смежную операцию, уменьшить или увеличить скорость подачи заготовок.

В первые годы сотрудничества с Good Year общая численность работающих на заводе сократилась с 1700 до 1500 человек – преимущественно за счет управленческого звена и вспомогательных служб, а количество занятых в основном производстве возросло.

Процедуры сертфикации производственных процессов, через которые заводу пришлось пройти в 1999 – 2003 годах, потребовали усилий от всех его сотрудников. Три из пяти полученных предприятием сертификатов – ISO TS 16949, OHSAS 18001 и BMPS – свидетельствуют о высокой квалификации персонала. Без этих документов завод не смог бы поставлять произведенные здесь шины Good Year и Dunlop на сборочные конвейеры тринадцати автопроизводителей. Интересно, что сертифицировалось производство в целом, а ведь здесь выпускают не только шины премиум-брендов, но и более демократичные Fulda, Debica и, естественно, Sava.

Техника и технологии

Философия производства изменилась: вместо «что произвели, то и купят» был принят новый постулат: «что купят, то и произведем». После ревизии оборудования, доставшегося в наследство от прежних времен, часть станочного и машинного парка обновили. Химические подразделения американской компании сегодня полностью в распоряжении технологов Sava Tires. Синтетические нити для корда и компаунды – резиновые смеси для изготовления шин разных марок – поступают в Крань с химических заводов Good Year. Конструкции всех покрышек разработаны в проектных бюро концерна, причем многие серии «бюджетных» брендов – это модели марки Good Year прошлых лет.

На Sava Tires заметна тенденция увеличения выпуска шин со все более высокими индексами скорости и большим посадочным диаметром: если в 1998 году высокоскоростные шины составляли всего 21% от общего объема производства, то в 2003-м – уже 56%. Почти треть выпущенных шин остается в Словении и в пяти соседних, бывших социалистических республиках, остальные продаются в 70 других странах.

Реализуя свою продукцию на мировом рынке, специалисты Good Year учитывают не только географическое положение, но и уровень экономического развития каждой страны, чтобы найти путь к сердцу (и кошельку) потенциальных покупателей. Кроме собственных изысканий, маркетологи компании обращаются к информации специализированных исследовательских организаций. С учетом этого определяется маркетинговая политика на каждом из рынков. Например, Украина, которая относится к Восточной Европе, попала в группу бывших соцстран вместе с Болгарией, Польшей, Румынией, Чехией и Словакией. Таким образом, если в маленькой Словении в год продается 2 млн. шин производства завода Sava Tires (это половина емкости шинного рынка страны), то на рынке Украины, словенцы оценивают свою долю всего в 5 млн. покрышек.

С конвейера – в магазин

В рамках глобальной политики на сближение с покупателем завод Sava Tires превращен не только в современное промышленное предприятие, но и в торговое представительство для Юго-Востока Европы. Стремясь исключить из цепочки ценообразования оптовиков, завод предлагает товар непосредственно розничным торговцам. В одной только Словении таких партнеров около 400, еще 100 – на территории пяти стран-соседей. Часть продукции реализуется по схеме франчайзинга. Такая форма сбыта развита в Англии; вскоре ее начнут внедрять и в Украине.

Площади заводских складов готовой продукции намного больше той, которую занимают цеховые помещения. Кроме покрышек местного производства, здесь накапливаются шины с других предприятий компании – всего до 2500 наименований. Любую заказанную номенклатуру завод обязуется доставить клиенту на местном рынке в течение 8 часов, а за пределами бывшей Югославии – в течение суток. Компания предпочитает строить работу на основе прогнозов, заблаговременно наполняя склады, чтобы упростить исполнение заказа.

Покупатель, прибывший непосредственно на завод, через единую компьютерную сеть в отделе заказов может получить информацию о наличии нужного товара на складе. Ведь к той же сети в режиме оn-line через бортовой компьютер подключен каждый автопогрузчик, ставящий на стеллажи привезенные шины или снимающий их для отгрузки. По меткам на полу компьютер сам выводит погрузчик к месту хранения нужной продукции, а дистанционный лазерный сканер позволяет его оператору идентифицировать товар на самых верхних стеллажах.

*Good Year – англ., (дословно – хороший год); фамилия основателя одноименной компании.

 Объемы производства

В день на заводе выпускается 22 тысячи шин 50 наименований. При годовом объеме выпуска 6,8 млн. экз. суммарный ассортимент продукции составляет 500 позиций. На заводе считают реальным увеличить дневной выпуск продукции до 30 тыс., в 2004-м довести объем до 7,2 млн. шин.

 Кто на Sava хозяин

Первый пакет акций предприятия Sava d.d. – 60% – концерн Good Year выкупил в 1998 году, затем приобрел еще 20%, а в июне текущего года стал стопроцентным владельцем марки шин Sava Tires и одноименного производства. Покупка обошлась концерну в 100 млн. долларов, и еще 100 млн. компания инвестировала в производство.

Сегодня по оценке штаб-квартиры Good Year, завод Sava Tires в Кране – лучшее из предприятий, управляемых компанией. Вложенные в него средства уже начали приносить прибыль.

Правительство Словении удостоило завод титула лучшего работодателя среди крупных компаний государства. Достаточно сказать, что за последний год средняя зарплата по предприятию выросла на 11% и сегодня она на 15% выше средней в промышленности, а число занятых в производстве сотрудников в последние три года неуклонно увеличивается.

 Под одной крышей

Склады дистрибьютерского центра имеют площадь 17 тыс. кв. м. Под их крышей постоянно хранятся 700 тыс. шин всех размеров – от легковых 13-дюймовых, уже снятых на Sava Tires с производства, до покрышек 875/65 R33 весом более 2 тонн, предназначенных для карьерной техники. В ближайшее время площадь складов планируют увеличить вдвое.

Загрузка одного стандартного фургона на каждом из 15-ти терминалов центра занимает 1,5 часа. Ежедневно отсюда отправляется 30 большегрузных фур с готовой продукцией. Две из них предназначены для местного рынка, остальные вывозят шины за пределы бывшей Югославии.

Игорь Широкун
Фото SavaTires