X

Зимняя езда: Скользкий вопрос

Насколько безопасно ездить на автомобиле в холодную пору года? Как избежать всевозможных неприятностей? Мы попытаемся ответить на эти скользкие зимние вопросы.

Для безопасной езды в холодную пору года опытные инструкторы автошкол настоятельно рекомендуют изменить свой стиль езды на так называемый зимний. В первую очередь он подра­зумевает движение на более низких скоростях, которые следует выбирать в зависимости от погодных условий и состояния дорожного покрытия.

Все действия (торможение, перестроения, развороты и пр.) нужно выполнять плавно. Снижать скорость при торможении требуется заранее во избежание интенсивного экстренного торможения.

Обязательно следует увеличивать дистанцию и боковой интервал, чтобы в случае необходимости можно было безопасно объехать возникшее препятствие на дороге или остановиться, не въехав в зад машине, движущейся впереди.

Помимо общих рекомендаций, есть и конкретные, которые нужно соблюдать при выполнении тех или иных действий на дороге.

Как тормозить

Торможение на скользкой дороге имеет свои особенности в зависимости от того, каким типом КП оборудовано авто и оснащено ли оно антиблокировочной системой ABS.

Без ABS
Если автомобиль не оснащен ABS, на ледяном покрытии тормозить нужно частыми прерывис­тыми нажатиями на педаль тормоза. На машинах с МКП – еще и обязательно вмес­те с выжатой педалью сцепления. Это позволит исключить блокировку колес в случае остановки двигателя, что в результате приводит к возникновению скольжения. В данном случае вместе с мотором перестают работать усилители руля и тормозов, что затрудняет управление машиной. Частыми прерывистыми нажатиями на педаль тормоза также нужно тормозить на авто с АКП. Если вы попали на скользкий участок дороги и вас понесло, немедленно отпустите педаль тормоза, дабы исключить нежелательное скольжение. Если позволяет дорожная обстановка, плавно объезжайте скользкий участок дороги и тормозите на рыхлом покрытии или чистом асфальте, грунте. Если его нет, можно попробовать тормозить двигателем, последовательно включая пониженные передачи или же съехать на обочину, где снег обеспечит лучший эффект замедления благодаря большему сопротивлению качения колес, чем на скользком участке.

При торможении в пол на авто без ABS машина уходит в неконтролируемое скольжение, и управлять ею в данной ситуации уже невозможно!

С ABS
Когда машина оснащена антиблокировочной системой, то на скользком покрытии тормозить нужно «в пол» – активно сильно нажав на педаль тормоза. В зависимости от настроек ABS на машине с МКП – вместе с нажатой педалью сцепления или с отключением сцепления уже при остановке. Дело в том, что системы ABS отличаются разными настройками. Одни работают быстро и не глушат двигатель, который вместе с трансмиссией способствует сокращению тормозного пути (см. табл.), а другие провоцируют остановку мотора, и в результате автомобиль будет скользить на включенной передаче с заблокированными колесами, неработающими усилителями руля и тормозов. Поэтому водителям стоит на практике поэкспериментировать и выяснить, как срабатывает ABS данного авто на том или ином покрытии.

На скользких спусках следует применять так называемое торможение двигателем – ехать на пониженной передаче, не нажимая на педаль тормоза.

Важно знать: чем сильнее вы ударите по тормозам, тем эффективнее будет замедление – современные системы ABS понимают ударное нажатие, как нештатное торможение, поэтому вступают в работу с еще большей интенсивностью и быстротой. К тому же благодаря данной системе автомобиль способен сохранить управляемость, и при экстренном торможении можно подруливать. В некоторых современных авто, оснащенных системой экстренного торможения, при этом автоматически включается «аварийка». Следует внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации своей машины и при наличии данной системы поэкспериментировать с экстренным торможением. Если в данном случае включается «аварийка» – значит, вы все делаете правильно!

Общее
Перед замедлением рекомендуется «моргнуть» несколько раз стоп-сигналами водителям, движущимся сзади, чтобы заранее проинформировать их о своем намерении замедляться. При экстренном торможении на авто, не оснащенных автоматическим включением «аварийки», советуем ее включать вручную – она «расскажет» остальным участникам движения, что ситуация критическая. Это позволит водителям, едущим сзади, получить больше информации и выбрать безопасную дистанцию, чтобы также остановиться или объехать вас. Если автомобиль оснащен шипованными шинами, их нужно обозначить соответствующими знаками на заднем стекле – ведь с подобными покрышками тормозной путь будет заметно короче, чем у авто с обычными зимними шинами. Так, на шипованных колесах тормозной путь на скользком покрытии со скорости 25 км/ч составляет 40–44  м, а на обычных – 55–67 м. На зимней дороге не лишним будет выполнить легкое пробное торможение, чтобы понять, в каком состоянии дорожное покрытие и сможет ли машина безопасно замедляться на данном участке. Причем делать это нужно периодически даже при движении по прямой в зависимости от состояния дорожного покрытия, чтобы узнать, как тормозит авто на заснеженной дороге, на, казалось бы, сухом асфальте, который может быть покрыт тонкой коркой льда и т п. При этом нужно соблюдать безопасную дистанцию как до впереди едущих авто, так и до движущихся сзади. Важно учитывать, что перед подъездами к перекресткам, «лежачим полицейским» и автобусным остановкам тормозят все автомобили, и со временем в таких местах образуется ледяной «каток». На перекрестках это грозит тем, что авто с заблокированными колесами вынесет и возникнет аварийная ситуация. Поэтому при приближении к вышеперечисленным местам нужно заранее снижать скорость и тормозить.

Как управлять

На мостах, эстакадах и загородных трассах, проходящих через поля, дорожное покрытие сильно обветривается, покрываясь коркой льда. Такие участки очень опасны!

Перестроение
На заснеженной или скользкой дороге нельзя делать резких маневров – все перестроения нужно выполнять плавно! Если на дороге каша из мокрого снега, желательно двигаться в прокатанной колее, а перестраиваться с особой осторожностью – попадание колес одной из осей на кашу может спровоцировать потерю устойчивости и управляемости. Особенно это грозит машинам, не оснащенным сис­темой стабилизации курсовой устойчивости, впрочем, и у авто с такой системой при завышенной скорости подобные неприятности не исключены. При встречном разъезде на узких дорогах, где прокатана только одна колея, съезжать колесами одной из сторон автомобиля на заснеженную обочину нужно плавно. Она затягивает машину, так как на снегу сопротивление качению колес больше, чем на твердом покрытии. Во время такого движения нельзя резко крутить руль или добавлять «газу» – это может спровоцировать потерю контроля над автомобилем. Съезжать или въезжать в колею желательно под наиболее возможным небольшим углом, чтобы минимизировать потерю устойчивости. Ускоряться можно только после возвращения в накатанную колею, и опять-таки делать это нужно плавно!

На ледяном покрытии на авто с «механикой» и без ABS тормозить нужно частыми прерывистыми нажатиями на педаль тормоза, а с ABS – с педалью тормоза «в пол» и в зависимости от настроек ABS – еще и с выжатой педалью сцепления.

Проезд поворотов
Проезжать повороты следует плавно и на невысокой безопасной скорости. Ее нужно сбросить заранее, еще на подъезде к повороту, и проходить его на включенной передаче. Помните: при движении в поворотах, особенно на скользкой и заснеженной дороге, нельзя тормозить – это приводит к заносу или сносу автомобиля! Не лишним будет по возможности максимально увеличивать радиус поворота, что снижает боковые силы, действующие на машину. Вне зависимости от типа привода важно знать – на скользком участке дороги центробежные силы стремятся вынести авто наружу поворота. Поэтому повороты следует проходить на невысокой скорости и на минимальном «газу» – внатяг.

Перестраиваться на каше из мокрого снега следует очень осторожно – попадание колес одной из осей в кашу может спровоцировать потерю устойчивости и управляемости.

Движение на спусках
При движении на спусках по скользкой или заснеженной дороге необходимо применять так называемое торможение двигателем – то есть ехать на пониженной передаче, не нажимая на педаль тормоза. Причем очень важно пониженную ступень включать заранее, а не непосредственно на спуске. Иначе резкое тормозное усилие на ведущих колесах может спровоцировать потерю устойчивости авто. На пониженной передаче нужно проходить всю дистанцию спуска, а при выезде на ровный участок дороги – начинать разгон плавным добавление «газа». Резкое ускорение также грозит потерей контроля над автомобилем.

Торможение на укатанном до льда покрытии*

Способ торможения
Тормозной путь, м
Авто с ABS
Авто без ABS

В пол педали тормоза и сцепления

48,8

40

В пол педаль тормоза, а сцепления – уже при остановке

43,8

Частые прерывистые нажатия на педаль тормоза

59,2

28,7

Нажатие на педаль тормоза на грани (до срабатывания ABS или до момента блокировки колес на авто без ABS)

57

42

*Торможение выполнялось на Hyundai Accent, «обутом» в зимние покрышки Nokian Hakkapeliitta R2, со скорости 40 км/ч до 5 км/ч и замерялось с помощью прибора V-Box Mini.

Результаты наших замеров показали: на обледенелом покрытии система ABS заметно увеличивает тормозной путь! Если сравнить одинаковые автомобили с данной системой и без нее, то при наиболее эффективном способе торможения для каждой из машин тормозной путь на скользком ледяном покрытии будет короче без системы ABS. Наши замеры проводились не на сертифицированной трассе, но уже в этом месяце наша группа экспертов проведет детальный тест на испытательных треках в Финляндии.

Редакция благодарит автошколу «Автоакадемия водительского мастерства» за помощь в подготовке материала