Дешевле не надо!
Опыт не совсем удачного использования недорогой сигнализации
В этот раз желание сэкономить сыграло со мной злую шутку. Установив на машину дешевую сигнализацию, теперь каждый день вспоминаю свою «рациональность». |
Когда я выбирал первую
сигнализацию, несколько десятков функций дорогих охранных систем показались
мне ненужными. «Сигнализация – как мобильный телефон, – думал я. – Несмотря
на огромное количество возможностей, пользоваться ими зачастую нет необходимости.
Телефон должен звонить, а сигнализация – включать сирену и закрывать двери.
А на это способны и самые дешевые «сигналки». Придя к подобному умозаключению,
от чего почувствовал немалую гордость за себя, умудрился выбрать охранную
систему за 300 гривен с установкой. С первого же дня эксплуатации этого
«чуда» тайваньской электроники начались проблемы.
Какую кнопку нажимать?
Начну с повседневного – c брелока. У большинства моих знакомых передатчик
автосигнализации небольшой и удобный, кнопки включаются четко и понятно.
Размер же моего брелока сравним с объемной связкой всех ключей от «девятки».
На передатчике две одинаковые кнопки без пиктограмм и насечек, которые
размещены симметрично. «Благодаря» такой конструкции за два месяца ежедневного
использования я так и не научился безошибочно «попадать» вслепую на нужную
кнопку. Таким образом, процесс постановки и снятия с охраны приходится
повторять несколько раз подряд – для «страховки». Более того, кнопки на
брелоке немного выступают из корпуса. Поэтому, если связка ключей лежит
в кармане, следует быть осторожным. Случайное прикосновение к карману
или приседание на корточки может привести к непроизвольному нажатию на
кнопку. А поскольку радиус действия радиобрелока составляет несколько
десятков метров, то случайно открыть машину можно даже находясь в офисе,
если авто стоит под окном. Понятно, что недорогая система не предусматривает
функций перепостановки на охрану (когда непроизвольно открытая машина
через определенное время закрывается автоматически). Во избежание подобных
случайностей приходится носить ключи с брелоком в руках или сумке.
Без паники не обойтись
Я уже несколько раз случайно пытался открыть… чужую машину. Ведь красных
«девяток», как у меня, на каждой большой стоянке несколько. Поэтому для
меня совсем нелишней была бы функция «поиска» – когда при нажатии на кнопку
брелока автомобиль подает световые и звуковые сигналы.
Да, на покупке сигнализации я сэкономил, зато сегодня потерял целых
двадцать минут, наблюдая за малолетками, которые крутились возле машины.
Мой коллега в таких случаях пользуется режимом «паника» – нажимает на
кнопку брелока, и в автомобиле включается сирена. Мальчишкам, пытающимся
стянуть какую-то мелочь из салона, такого предупреждения обычно хватает.
Приезжаю домой поздно вечером, и опять проблемы. Дело в том, что функции
бесшумной постановки на охрану в моей «сигналке» нет. А бабушка, которая
живет на первом этаже рядом с входом в парадное, не спит, а как будто
специально дожидается моего приезда и «кваканья» сигнализации. И тут мне
кажется, что по сравнению с голосом бабульки сирена на моей «сигналке»
– тихий шепот.
Не очень полезные датчики
Основное предназначение автосигнализации – включение сигнала тревоги
при несанкционированном проникновении в машину. Для этого в охранном устройстве
предусмотрены датчики минимум двух типов – на открывание дверей и на удар.
Но многие владельцы подержанных машин знают, что кнопки включения света
в салоне, расположенные на дверях, не всегда четко срабатывают. А датчик
сигнализации чаще всего подсоединяется именно к концевым выключателям
освещения салона. Поэтому надеяться на срабатывание системы в старой машине
можно не всегда.
Другой стандартный датчик – на удар – должен срабатывать при сильном
ударе по автомобилю. Например, при разбивании стекла. Подобный датчик
снабжен реостатом, с помощью которого можно регулировать его чувствительность.
Но в дешевой сигнализации – дешевый датчик (однозоновый), причем он встроен
в основной блок «охранки». Чтобы настроить его, надо добраться до центрального
блока. С первого раза четко настроить сигнализацию не получается. Например,
если сделать датчик высокочувствительным, он будет «тревожить» на стоянке
каждый раз, когда рядом с машиной проезжает тяжелый грузовик или трамвай.
Случайное прикосновение любого прохожего также вызывает истошный вой сирены.
Если же сделать датчик удара малочувствительным, то он не будет реагировать
даже на настоящий бой стекла. В хороших сигнализациях, как, например,
на соседской Audi, используется двухзоновый датчик на удар. На легкое
прикосновение автомобиль отзовется слабым попискиванием охранной системы,
зато при по-настоящему сильном ударе завоет сирена. А благодаря датчику
перемещения ложных срабатываний на машине практически не бывает. Кроме
того, мой сосед может не только отключить датчик удара, но и регулировать
его чувствительность с брелока (этой возможностью он пользуется, когда
ставит машину возле трамвайных путей). А в случае града его «сигналка»
сама перенастраивается – после серии срабатываний на удары одинаковой
силы система снижает чувствительность датчика. Если же угонщику все же
удастся «обмануть» датчик удара, вторжение в салон зафиксирует дополнительный
датчик сканирования салона.
Несбывшиеся желания
Наверное, при покупке «сигналки» у меня действительно было плохо с деньгами.
Ведь в ином случае я бы вряд ли отказался от функции предупреждения о
неполадках при постановке на охрану. Такая функция тональным сигналом
даст понять, что система встала на охрану с отключенным датчиком (например,
неплотно закрыта дверь). Кроме того, надо было брать сигнализацию с возможностью
доращивания функций. Например, сегодня я не отказался бы от пейджера,
который передает сигнал тревоги на большое расстояние, где не слышен вой
сирены. Но недорогие системы самодостаточны, – то есть добавить к заводскому
набору функций практически ничего нельзя. И даже если попытаться дополнить
мою «сигналку» некоторыми полезными функциями или датчиками, в итоге это
обойдется намного дороже, чем покупка охранной системы с множеством функций.
Скупой платит дважды – в ситуации с сигнализациями это доказано еще раз.
Угнать не очень сложно
Нельзя не отметить, что даже моя дешевая сигнализация управляет приводами
замков дверей. Но она не позволяет закрыть замки без постановки на охрану,
то есть из салона машины. Таким образом, даже при наличии центрального
замка изнутри автомобиль приходится закрывать вручную. В то же время с
моей «сигналки» нельзя открыть брелоком охранной системы одну лишь водительскую
дверь – снятие с охраны подразумевает, что открываются сразу все. А в
районах с неблагополучной криминогенной обстановкой такой алгоритм работы
не всегда оправдан.
Если сигнализация не совсем меня устраивает в ежедневном использовании,
то подумать о противоугонной эффективности такого изделия даже страшно.
Ведь недорогие охранные системы комплектуются одной блокировкой электронной
цепи, «отвечающей» за старт двигателя. Зачастую такая блокировка производится
с помощью внешнего нормально разомкнутого реле. В этом случае зажигание
будет отключено только до тех пор, пока угонщик не найдет центральный
блок сигнализации. А поскольку я сэкономил не только на «сигналке», но
и на установке, то разыскать «мозг» охранной системы сможет даже первоклассник.
Если же дешевая сигнализация комплектуется нормально замкнутым реле,
в случае сбоя системы есть опасность, что реле блокировки зажигания может
сработать в самый неподходящий момент. В этом случае автомобиль попросту
заглохнет. Страшно подумать, что произойдет, если двигатель «умолкнет»
на оживленной трассе, при экстренном торможении, обгоне или маневре.
Выбор опытного «юзера»
Наученный горьким опытом, следующую сигнализацию я буду выбирать уже
по-другому. Во-первых, для установки системы пойду не в случайно подвернувшуюся
мастерскую, а к профессионалам, которые работают в данной отрасли уже
несколько лет. Из огромного списка функций самой дорогой сигнализации
я вычеркну заведомо ненужные. Например, в моей «девятке» нет постепенного
угасания салонного света, поэтому задержка постановки на охрану мне не
нужна. Не нужна также «световая дорожка», когда фары горят еще минуту
после постановки на охрану. Вряд ли я использую функцию, которая закрывает
все окна и люк – у меня на них не установлены электроприводы. Методом
исключения лишнего я найду сигнализацию с необходимыми мне функциями по
приемлемой цене. Потом посоветуюсь с профессионалами, годится ли данная
сигнализация для моей машины. Ведь к даже несложной на первый взгляд электрической
системе моей «девятки» не все подходят. Таким образом, постараюсь сэкономить
и при выборе новой сигнализации. Надеюсь, не в ущерб удобству и функциональности…