| | Этот автомобиль создавался в пору, когда бензин марки
А-72 стоил 5 копеек. Те времена минули (к сожалению и к счастью),
а машина цела. Знакомьтесь. Она до сих пор жива и востребована. |
В то время в стране
была «напряженка» с автомобилями. Но зато в избытке было неравнодушных
граждан – образованных, с золотыми руками, не хотевших ждать, а желавших
заполучить одну из немногих свобод, в те годы доступных, – свободу перемещения
в пространстве.
В 1967 году Юрий Петрович был студентом Киевского политехнического института.
Днем работал в СКТБ «Медтехника», вечерами гонял на «Яве» по киевским
улицам, сдавал зачеты на вечернем отделении механико-математического факультета
и готовил к защите дипломный проект. А еще – проектировал собственный
автомобиль. Подход к делу был научным: представив будущую машину в виде
жесткой балки, студент рассчитал изгибающий и скручивающий моменты, сварные
швы, заложил в конструкцию соответствующие материалы. Почти сорок лет
спустя альма-матер может гордиться – проект ее выпускника до сих пор в
строю.
Автомобиль три года строили на втором этаже коммуналки на улице Чкалова,
в самом центре столицы УССР. Родители сказали: лучше это, чем хиппи и
рок. Материалы покупались в магазинах: например, листовой дюралюминий
Д16Т для кузова брали по 60 коп. за килограмм в «Юном технике» на бульваре
Леси Украинки. Двигатель сначала был от «Ява-250», но через пару лет Юрий
Петрович приобрел в автомагазине на Краснозвездном проспекте «жигулевский»
мотор за 560 рублей. Коробка стоила 320, но она так и осталась на витрине.
Юрий купил «бэушную», чтобы самому перебрать ее и подобрать пары с меньшим
передаточным числом: легкой машинке нужны были обороты, а не тяга на колесах.
Кстати, колеса решено было применить небольшие – как на мотоколясках,
прицепах «Скиф» и легкой сельхозтехнике.
… Юрий Петрович ездил на своей машине уже несколько лет, когда на работе
его премировали правом на приобретение новеньких «Жигулей». «Пусть ездит
наконец на нормальной машине», – решило руководство. Юрий обрадовался,
но старый автомобиль решил оставить – временно. Получилось – на тридцать
лет.
| Мнение | | Юрий Заваров
Автор проекта, инженер Не рассчитывал, что этот автомобиль столько прослужит:
думал, поезжу, пока куплю серийную машину. За эти годы
я сменил около десятка авто – «Жигули», «Запорожец»,
«Москвич», но «Ураган» продолжал оставаться в строю.
Он всегда был под рукой, потому что ночевал под окном
возле дома – на нем я ездил в гараж за большой машиной,
на природу – к реке, в лес по грибы-ягоды. Не особенно
жалко, да и проехать везде может. Привык я к нему так,
что не пожалел сил на несколько серьезных ремонтов –
на двадцать первом году менял проржавевший алюминиевый
капот, борта кузова, а в 77-м году заменил «инвалидскую»
подвеску «зазовской». И сегодня автомобильчик еще неплохо
держится, катаюсь на нем понемногу. |
|
|
Спецификация
|
Конструкция автомобиля рамная. Пространственная
рама сварена из труб квадратного сечения. Кузовные панели
вырезаны из алюминия, днище – из оцинкованного железа. Лобовое
стекло позаимствовано у троллейбуса ЗиУ-5, где оно было нижней
частью бокового салонного окна. Раздвижные стекла дверей –
плексигласовые, заднее – тоже от троллейбуса.
Ходовая часть собрана на основе деталей
ЛуАЗ-969 и ЗАЗ-968. Подвеска колес полностью независимая.
Передний мост – от «Запорожца», переделанный под ступичные
подшипники ВАЗ-2108. Задняя подвеска – «Волынь», от нее же
редуктор главной передачи. Амортизаторы: спереди – ЗАЗ-968,
сзади – передние от «Москвича-412». В качестве карданного
вала работает полуось «Запорожца» с дополнительными шлицами.
Рулевое управление – ЗАЗ-968 с модернизированными шарнирами
тяг. Колеса – от инвалидной мотоколяски размерностью 5.00
– 10″ (135 – 250).
Силовой агрегат позаимствован у «классических»
ВАЗов. Сегодняшний двигатель – ВАЗ-2105, коробка передач –
четырехступенчатая от ВАЗ-2106 первых годов выпуска, с парой
первичного вала, наиболее «прямой» из всех существующих.
Интерьер спартанский, но в салоне есть
все необходимое для повседневной эксплуатации автомобиля.
Оба сиденья самостоятельного изготовления, отопитель – типа
ВАЗ-2101, для вентиляции в крыше предусмотрен люк. |
|
|
| «Ураган» |
Общие данные | Тип кузова | универсал | Дверей/мест | 3/2 | Габариты Д/Ш/В, мм | 2540/1320/1400 | Клиренс, мм | 280 | Грузоподъемность, кг | 2 чел.+50 кг | Объем багажника, л | 724 | Объем бака, л | 30 | Макс. скорость, км/ч | не измерялась | Расход топлива, трасса–город, л/100 км | 5 – 8 | Двигатель | 4-цилиндровый бенз. карб. | 1,3 л (69 л. с.) | Трансмиссия | Тип привода | задний | КПП | 4-ст. мех. | Ходовая часть | Тормоза передние/задние | бараб./бараб. | Подвеска передняя/задняя | незав./незав. | Шины | 5.00 – 10″ (135 – 250) Стоимость 2200 советских
рублей (1977 г.) |
|
Игорь Широкун
Фото Владислава Бойко
Автомобиль построил Юрий Заваров, г. Киев