X

HYUNDAI Getz: Пятый элемент

Hyundai Getz














Легендарный недостающий элемент из голливудского сюжета
не случайно стал символом инсталляции этого Hyundai Getz. Кроме четырех
каналов качественного звука, в его мультимедийной системе действительно
притаилась некая пятая составляющая…

В принципе, эта идея
уже не нова. Заставить человека – а точнее, кинозрителя – воспринимать
события не только глазами и ушами, а и местом, на котором он сидит, уже
пробовали в некоторых продвинутых кинотеатрах. Порой это называют тактильным
басом, потому что в таком случае в такт нижнему басу вибрирует сиденье,
снабженное специальным устройством, известным как бас-шейкер. Есть аналогичные
системы и для сотрясения уютных кресел в обывательских гостиных. В автомобильных
инсталляциях такие устройства иногда применяли вместо сабвуфера, когда
хотели сделать невидимым источник баса: бас есть, а сабвуфера нигде нет.

В этом Hyundai сабвуфер никто не прятал – его установили в багажнике.
Поэтому поначалу не ожидаешь никакого подвоха. Подходишь, устраиваешься
на сиденье. Важно закрыть за собой дверь – чтобы совсем уж отгородиться
от реального мира. Тебе включают кино, и дай Бог, чтобы это не оказался
какой-нибудь ужастик или мистика – уже на первых кадрах становится по-настоящему
страшно. Впрочем, хорошее фэнтези тоже годится. Элементарная погоня по
пещере в «Хрониках Риддика» многого стоит, если смотреть ее, сидя на бас-шейкере
(то есть на переднем сиденье): с каждым звуком по коже пробегают мурашки,
хотя на дворе лето.

На ходу при прослушивании музыки «вибраторы» (не путать с одноименными
изделиями иного, немузыкального назначения!) отключают. Активизируют только
если хотят посмотреть кино. Говорят, домочадцы владельца этого Hyundai
так и просятся: а давайте вечером сходим в нашу машину кино посмотреть!
Раньше им не отказывали, а теперь желтый малыш Getz в основном пребывает
в инсталляционной студии. До финала Чемпионата по автозвуку осталось немного
времени – чего еще успеют в этот Hyundai наинсталлировать? Нелегким будет
в нынешнем году финал в категории «Мультимедиа»…

Бас-шейкер (от английского to shake
– толкать, колебаться) – устройство, представляющее собой
сабвуфер без диффузора. Роль последнего исполняет поверхность,
к которой устройство прикреплено. Поэтому тяжелая магнитная
система бас-шейкера создает в первую очередь не звук, а вибрации.
Рабочий диапазон его частот – 30 – 80 Гц. Производит эти устройства
фирма Aura, на автомобили монтируют ее модель 1B-4 или 1-4.

 Спецификация

Головные устройства обеспечивают работу аудиовидеосистемы
в двух направлениях: сугубо музыкальном и мультимедийном,
развлекательном. Источник музыкального сигнала – головное
устройство Clarion DXZ 946MP, а развлечения обеспечивает мультимедийная
модель Challenger CH 980 с собственным монитором диагональю
7”. Обе «головы» установлены в торпедо.

Фронтальная акустика трехкомпонентная, со сдвоенными
НЧ-громкоговорителями. Твитеры Hertz HT25 и СЧ-динамики Hertz
HD500 размещены на торпедо, «низкочастотники» диаметром 16,5
см Hertz HV165L – в дверях.

Тыловая акустика – двухкомпонентный комплект Hertz
ESK165. Его 16,5-сантиметровые мидбасы расположены на штатных
местах в задних дверях, под «родными» грилями. Твитеры укреплены
на задних стойках кузова; согласно требованиям соревнований
по мультимедиа они сориентированы на центр салона.

Сабвуфер – 10-дюймовый Hertz HX250D, работающий в
стеклопластиковом корпусе.

Бас-шейкеры, смонтированные под подушками передних
кресел, – Aura 1-4. Чтобы вибрации передавались только на
сиденья, а не на кузов, салазки кресел прикрепили к полу через
резиновые втулки.

Усилители марки Audison, установленные на полке из
многослойной фанеры, занимают место, сэкономленное за счет
использования «докатки». Пятиканальный SRx-5 (5×50 Вт) двумя
каналами обслуживает «среднечастотники» и твитеры, двумя раскачивает
фронтальные низкочастотные динамики, а пятым активизирует
бас-шейкеры. Audison SRx-2S (2×180 Вт) обоими каналами «раскачивает»
двухкатушечный сабвуфер, а еще один двухканальный усилитель
SRx-2 (2×65 Вт), подвешенный на боковой стенке багажника,
«озвучивает» тыловую акустику.

Багажный отсек, в котором установлены усилители, оснащен
системой принудительного охлаждения с восемью вентиляторами.
Тепло отводится по двум каналам, устроенным в двойном дне
багажника. Затем горячий воздух выходит через штатное вентиляционное
отверстие под задним бампером.

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка
Инсталляцию выполнила мастерская «Сова», г. Северодонецк