| | В процессе тюнинга двигателя необходимо постоянно контролировать
его параметры. Точная настройка мотора возможна при использовании
специального измерительного стенда. |
Принцип действия установки
основан на измерении усилия, передаваемого ведущими колесами автомобиля
на беговые барабаны стенда. Предварительно компьютер тестирует автомобиль,
определяя величину поправочных коэффициентов (см. «Начальные параметры»).
Учитывая их в процессе измерения, электронный «мозг» выводит «чистые»
цифры характеристик мотора. Кроме мощности, стенд позволяет определять
крутящий момент двигателя, его обороты, состав и температуру выхлопных
газов, давление наддува и давление топлива в магистрали.
Метод прост
Процесс измерения несложен, но требует тщательного выполнения всех пунктов
инструкции. Прежде всего машину надежно фиксируют, подключают к ней датчики
и систему вытяжки выхлопных газов. Затем в кратковременном «заезде» разогревается
резина покрышек, после чего в компьютер вводятся данные автомобиля. Часть
этой информации компьютер снимает с датчиков самостоятельно, часть вводится
оператором.
Собственно замер начинает водитель, нажимая кнопку Test на переносном
пульте, который он берет с собой в салон. Автомобиль в это время «движется»
на третьей передаче при 1500 – 2000 об/мин. После резкого нажатия акселератора
«в пол» мотору дают раскручиваться до тех пор, пока кривая мощности на
экране монитора не начнет падать вниз. Этот момент считается окончанием
замера, кнопка Test отпускается.
Настройка – как по нотам
При необходимости тягово-скоростные характеристики двигателя можно распечатать.
Как правило, в процессе тюнинга двигателя замеры производятся несколько
раз. Любое отклонение в работе мотора, «провалы» в разгонной динамике
отображаются на мониторе, и настройщики, опираясь на графики, тут же корректируют
программу ЭБУ автомобиля и «выпрямляют» ту или иную характеристику.
Задняя пара беговых барабанов стенда может смещаться вдоль продольной
оси установки, что позволяет тестировать легковые автомобили любого класса.
Однако, как свидетельствует практика, чаще других на стенде тестируют
«заряженные» двигатели полноприводных Subaru и Toyota LC 100, Mercedes-Benz
500 L и АMG 55.
Фиксация автомобиля |
Тестируемая машина фиксируется прочными ремнями, которые крепятся
к конструкциям здания с одной стороны и к штатным местам для
буксировки автомобиля – с другой. Если их нет, ремни крепят
к указанным в инструкции точкам силового каркаса кузова, а
у внедорожников – к раме.
Передне- и полноприводные автомобили нужно крепить в четырех
точках, как показано на схеме. Скрещенные передние ремни удерживают
машину от курсовых смещений (влево-вправо), задние – от движения
вперед. Автомобили с задним приводом в принципе достаточно
привязать только сзади, но обычно все машины фиксируют на
стенде по четырехточечной схеме. |
|
|
Начальные параметры |
Для
максимальной точности измерений стенд учитывает множество
особенностей каждого автомобиля и условий окружающей среды.
Так, в систему вносятся значения температуры и влажности воздуха,
а также атмосферного давления на момент измерения. Для машин
с полным приводом автоматически по разнице сил на барабанах
определяется пропорция распределения крутящего момента между
осями, а на определенных моделях требуется принудительное
включение блокировки межосевого дифференциала. В зависимости от передаточных чисел КПП, раздаточной коробки
и мостов изменяется соотношение оборотов двигателя и скорости
вращения колес, а поскольку стенд измеряет скорость привязанной
машины, ориентируясь на количество оборотов колес, для каждой
модели и модификации в компьютер вводится своя величина. Кроме
того, во время предварительного прогона машины стенд сам определяет
величину потерь мощности в трансмиссии, чтобы учесть ее при
определении окончательных результатов. Аппаратура позволяет исследовать характеристики двигателей
с числом цилиндров от четырех до шестнадцати – требуется лишь
внести соответствующую цифру в таблицу исходных данных. При
наличии турбонаддува замеры производятся не на третьей, а
на четвертой передаче. А чрезмерная «задумчивость» ЭБУ и электронного
акселератора на некоторых моделях с бортовым компьютером компенсируется
измененной величиной допускаемого стендом ускорения (обычно
прибор позволяет испытываемой машине «разгоняться» с ускорением
не более 6 км/ч/с). Набегающий поток воздуха, охлаждающий
радиатор и интеркулер, имитируется при помощи мощного вентилятора. |
|
|
Игорь Широкун
Фото Андрея Васильева
Редакция благодарит фирму «Офф-роуд Центр» за помощь в
подготовке материала