Контролер динамики

Портативный измеритель динамических характеристик автомобиля

В комплект Sprint SG-2 входит шнур для подключения дополнительных внешних устройств, с помощью которых фирма-изготовитель планирует расширять его возможности.
На дисплее можно выводить различную информацию в виде графиков, которая позволяет судить об изменениях характеристик в различных режимах.
Sprint SG-2

Знакомьтесь – портативный измеритель динамических характеристик автомобиля

До недавнего времени
одной из основных проблем тех, кто занимается доводкой автомобилей – будь
то мастера тюнинга или автовладельцы – была невозможность объективно оценить
результаты своей работы, а именно выяснить, удалось ли повысить мощность
мотора и насколько эффективнее стали тормоза. Несколько месяцев назад
в продаже появился прибор – измеритель динамических характеристик автомобиля
Sprint SG-2, который поможет решить вышеупомянутые задачи. Он способен
определять продольное и поперечное ускорение, мощность и крутящий момент
на колесах и коленчатом вале, время разгона до заданной скорости (например,
до 100 км/ч), время разгона в определенном интервале скоростей (например,
с 80 до 120 км/ч), время прохождения дистанции и длину тормозного пути.
Чтобы выяснить, как работает прибор и насколько точны его измерения, мы
решили его протестировать.

Секрет конструкции

Для начала разберемся с принципом работы Sprint SG-2. В его основу положено
использование данных датчика ускорения. Для окончательного расчета вышеупомянутых
величин в память прибора дополнительно вводится целый ряд данных – вес
автомобиля, обороты «отсечки» (начало красной зоны на тахометре), сопротивление
качению, коэффициенты продольной и поперечной жесткости подвески, коэффициент
потерь в трансмиссии и т. д. Именно эта информация позволяет электронике
с помощью специальных программ производить расчет всех интересующих нас
величин.

Подготовка

Для проведения замеров в рабочую программу прибора следует записать все
необходимые параметры, в первую очередь – массу автомобиля (весы найдутся
на любой овощной базе). Если же машина не укомплектована допоборудованием
и тюнинговым обвесом, можно использовать данные руководства по ее эксплуатации.
Главное при этом – точно знать модификацию и прибавить к паспортной массе
вес испытателей.

Затем определяют коэффициент CdA, который является произведением коэффициента
сопротивления воздуха на площадь поперечного сечения автомобиля. Эти данные
можно найти в некоторых руководствах по эксплуатации машины. Но чаще приходится
проводить еще один предварительный тест – замер времени замедления авто
при движении накатом в диапазоне скоростей 60 – 55 км/ч и 15 – 10 км/ч.
Для этого необходимо найти ровный, без уклона участок дороги с гладким
асфальтобетонным покрытием. Данные о полученном среднем времени после
этого вводятся в специальную программу, которая и вычисляет CdA. Рекомендации
по значениям остальных коэффициентов указаны в руководстве по эксплуатации
прибора.

Замер

После ввода всех требуемых данных Sprint SG-2 готов к проведению измерений.
Для заездов выбираем ровный (без уклонов) прямолинейный участок дороги
длиной 400 – 500 метров. Прибор надежно закрепляется в салоне автомобиля,
лучше всего – на центральной консоли в районе рычага коробки передач.
В качестве крепежа используются специальные липучки, входящие в комплект.

Далее можно становиться на «старт». Выбираем режим измерения мощности
и крутящего момента, включаем передачу и ждем готовности прибора. На автонастройку
(калибровку начального положения) прибора уходит несколько секунд, затем
звуковой сигнал оповещает о готовности. Начинаем движение; после того
как обороты двигателя на второй передаче достигли 1500 – 2000 и педаль
сцепления полностью отпущена, выжимаем газ «в пол» и крутим мотор до «отсечки».
Как только стрелка тахометра достигает красной зоны, прибор автоматически
завершает измерение, также подавая звуковой сигнал. Результат можно узнать
сразу после остановки автомобиля. Так мы измеряли мощность и крутящий
момент нашего редакционного VW Golf V. Согласно данным автопроизводителя,
его 1,6-литровый мотор развивает 102 л. с. Прибор выдал нам данные – 98
л. с., т.е. погрешность полученных результатов составляет не более 5%.
Это, кстати, можно списать на «калорийность» нашего топлива.

Профессионализм водителя в этом тесте роли практически не играет. А если
замерять время разгона до «сотни» или проводить заезд на четверть мили,
прибор пригодится для усовершенствования мастерства управления автомобилем
(на основании анализа времени разгона и моментов переключения передач).

С помощью Sprint SG-2 проверяется и эффективность работы тормозной системы
(до и после усовершенствования). В этом случае датчик ускорения дает сведения
о замедлении автомобиля, а электроника вычисляет тормозной путь.

После замеров всю информацию с помощью прилагаемого на CD программного
обеспечения можно «слить» на персональный компьютер. Ее будет удобнее
проанализировать, разложить по папкам, распечатать и заархивировать.

Прибор придется кстати и при проведении сравнительных тестов. Если произвести
замеры до и после модернизации какого-либо агрегата, узла или системы
автомобиля, полученные графики можно «наложить» друг на друга и проанализировать
характер изменения мощности и момента.

Новые версии программного обеспечения как для самого прибора, так и для
ПК можно «скачать» с интернет-сайта фирмы-производителя и самостоятельно
обновить.

Разработала и изготавливает этот прибор киевская фирма, занимающаяся
чип-тюнингом. Сначала ее специалисты сделали один экземпляр для проверки
результатов собственного труда, а затем наладили серийное производство
Sprint SG-2. Более подробно о нем можно узнать на сайте www.atg.com.ua.

Итоги

Sprint SG-2 компактен и прост в управлении благодаря наличию русскоязычного
меню. Прибор можно использовать в машинах любого типа, причем он не требует
подключения к автомобильной электропроводке. Наличие в комплекте интерфейса
для связи с компьютером и CD с программным обеспечением, а также возможность
модернизации делают его полезным не только технарям, но и спортсменам,
особенно тем, кто увлекается драг-рейсингом.

Во время теста сложными показались подготовительные операции, связанные
с определением величины CdA. Однако, как утверждают создатели прибора,
в ближайшее время эта процедура будет облегчена. Так что эксплуатировать
его станет еще проще.

Юрий Дацык
Фото Владислава Бойко

Редакция благодарит компанию «АТГ» за предоставленный
на тест прибор

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.