Один серый, другой белый
Подобно хозяйству фольклорной бабуси с ее гусями отечественный рынок автоэлектроники делится на две части: «белую» и «серую». В чем разница для нас, потребителей? Попробуем разобраться. |
Товар, поставленный
в страну под контролем производителя, называется «белым». «Серый», не
обязательно противозаконный и некачественный, завезен по другим рыночным
каналам. Единого мнения о том, какой продукт покупать целесообразнее,
нет до сих пор.
Серыми и белыми могут быть все компоненты caraudio, но в более сложных
из них отличия заметнее (в первую очередь, в головных устройствах). Впрочем,
все зависит от конкретного бренда и модели изделия.
Что такое хорошо…
Официально завезенные в страну изделия в обязательном порядке соответствуют
требованиям эксплуатации на ее территории – климатическим условиям, правилам
сертификации, стандартам радиовещания, языку, состоянию сервисной сети
и даже культурным предпочтениям. По этим параметрам мировой рынок традиционно
делится на три части: Европа, Азия и Америка.
Однако порой производители идут еще дальше, специально приспосабливая
некоторые модели к условиям конкретной страны. Например, предназначенные
для Украины CD-ресиверы Panasonic для уменьшения вероятности сбоя диска
на наших неровных дорогах имеют увеличенный буфер памяти, а также обрезиненные
детали привода. А приемники магнитол JVC, продаваемых в странах СНГ, –
с ультракоротковолновым диапазоном, расширенным до популярных еще с советских
времен частот 65–85 МГц. Добавляет удобств пользователю и дисплей ресивера,
«говорящий» на русском языке, как, например, у LG и Pioneer.
Наконец, маркетологи и конструкторы caraudio учитывают даже такие тонкости,
как цвет подсветки приборов наиболее популярных в стране автомобилей.
Естественно, под поставляемую на каждый рынок модельную линейку приспосабливают
и работу сервисной сети – обеспечение документацией, запчастями, специально
обученными специалистами.
К сожалению, за редким исключением, прямого указания на принадлежность
компонента caraudio к тому или иному рынку практически не бывает ни на
упаковке, ни на самом изделии. Однако с июня 2006 года головные устройства
марки LG, предназначенные для Украины, содержат в названии индекс UA.
А у головных устройств Clarion третья цифра индекса модели означает принадлежность
к региону: 5 – США, 6 – Азия, 8 или 9 – Европа.
… и что такое плохо
У предназначенной для «чужих» рынков аппаратуры, как правило, отсутствуют
некоторые привычные функции. Так, в Азии и Америке не знают, что такое
распространенный в Европе RDS (Radio Data System). Поэтому большинство
серых аппаратов не отражают на дисплее название «пойманной» станции и
прочие информационные сообщения из эфира. Более того, в «американских»
приемниках используется другая сетка частот FM-диапазона, из-за чего они
не принимают отечественные станции, работающие на четной длине волны.
В европейском радиовещании, в т. ч. в Украине, применяют другие стандарты
чувствительности приемников и частотных характеристик сигнала. Это отражается
на характере звучания передач и качестве приема удаленных станций.
Еще одно отличие связано с культурными предпочтениями тех или иных наций.
Например, аудиотехника бюджетного и среднего классов, выпущенная для разных
стран, при непосредственном сравнении звучит по-разному. Это связано с
разными звуковыми настройками. Скажем, американцы больше любят ярко выраженный
бас и такой же подчеркнутый акцент на высоких тонах – вплоть до острого
«цыканья». Именно такой будет музыка, воспроизводимая на их аппаратуре,
– даже при вывернутых «в ноль» регуляторах тембра. Европейские слушатели
считаются более искушенными, и поэтому техника для них не имеет таких
заведомо смещенных настроек. Впрочем, в данном случае уместно выражение
«На вкус и цвет товарища нет».
Особенности компонентов для азиатского рынка связаны с теплым климатом,
который позволяет некоторым производителям при сборке использовать иную
элементную базу. В отечественных условиях низкие влагозащищенность и морозоустойчивость
впоследствии сказываются на долговечности продукции.
Проблемы ожидают пользователя серой аппаратуры при обращении в сервисную
службу. Никто из официальных представителей торговых марок не ремонтирует
серые аппараты по гарантии в своей сервисной сети, да и за платное обслуживание
берутся не все – например, этого не делают Clarion и Pioneer. Кроме того,
даже ремонт за деньги порой затягивается из-за отсутствия тех запчастей,
которые не применяют в белых изделиях.
Специалисты, не сговариваясь, называют только один серьезный плюс серого
товара – низкую цену. В зависимости от бренда стоимость может быть меньше
на 3–30%. Стоит упомянуть также и о работоспособности серых устройств
как таковых – опуская вопросы долговечности, качества звучания и функциональности.
В условиях украинских реалий они все-таки работают – поскольку основные
внешние электрические параметры компонентов caraudio (напряжение питания,
сопротивление громкоговорителей и т. п.) аналогичны во всех странах.
Пути-дорожки
Пути ввоза серого caraudio в страну с точки зрения закона обычно легальны.
Серые импортеры договариваются о закупках техники в местных представительствах
фирм-производителей, например, в Азии и США, во время тематических выставок.
Сам товар для них везут непосредственно из Азии, где в основном сосредоточено
производство.
Есть и другие пути. Азиатские модели предлагают некоторые дилеры из ОАЭ,
европейские образцы – отдельные европейские дилеры. И те и другие можно
также приобрести в России. Особенно выгодно покупать товар за границей
у местных дилеров, если у них продажи идут не слишком хорошо, и та или
иная модель лежит на складах в больших количествах. В принципе, любой
импортер может без проблем сертифицировать в Украине партию продукции,
поскольку ее проверяют в первую очередь на безопасность для пользователя,
которой товар обычно соответствует.
Реализовывают «неофициальную» аппаратуру обычно через авторынки, интернет-магазины,
мелкие магазины автоаксессуаров, небольшие инсталляционные мастерские.
По информации официальных представителей, не пренебрегают таким товаром
и некоторые крупные супермаркеты.
Официальные представители самых популярных в Украине брендов caraudio
оценивают серую долю рынка по разным маркам в 15–50%. Процент достаточно
велик, но по мнению специалистов, год от года снижается. Неужели мы становимся
умнее? Или все-таки богаче?
|
|
Признаки серой продукции | |
| |