ВАЗ 2106: И зазвучала «классика»
На этот ВАЗ-2106 не планировали устанавливать роскошную аудиосистему, но инсталлировали ее по всем правилам. |
Салон «шестерки» с точки
зрения акустики не имеет существенных отличий от более современных автомобилей,
но с одной особенностью инсталляторы все же столкнулись. Владелец машины
не хотел оснащать аудиосистему усилителем мощности, поэтому все громкоговорители
должны были «играть» от головного устройства – магнитолы JVC KS-FX850R.
Исходя из данного обстоятельства, для комплектации системы подбирали компоненты
с высокой чувствительностью.
Фронтальные трудности
Сложнее всего оказалось настроить переднюю акустику. Твитеры из выбранного
комплекта Polk Audio серии DB имеют металлический диффузор, что придавало
«фронту» некоторую едкость и злость. А узкий сектор направленности их
звучания в сочетании с широко разнесенными компонентами не давал возможности
построить устойчивую музыкальную сцену. Поэтому места для установки ВЧ-головок
определили только после долгих экспериментов. Твитеры повернули таким
образом, чтобы они работали «в полуотражение». То есть звуковые волны
частично отражаются от лобового стекла, а частично доходят до слушателя
«напрямую». Таким образом, ближняя к нему «пищалка» не искривляет сцену
преобладанием высокой частоты. Тем же поворотом ВЧ-головки звучание смягчили,
убрав едкость, поскольку уровень отраженного от стекла сигнала снизился
и ближний ВЧ-динамик стал звучать тише, чем дальний.
Чтобы придать работе обоих компонентов «фронта» большую слитность, пришлось
также довольно долго «ловить» расположение мидбасов. Ориентируясь на отражение
высокочастотной составляющей, в конце концов компенсировали нежелательные
факторы разнесения ВЧ- и НЧ-головок поворотом мидбасов на слушателя –
вверх и назад по ходу автомобиля. Для этого изготовили подиумы соответствующей
формы.
Надежный тыл
При установке тыловых громкоговорителей Ultimate (трехполосные коаксиальные
размером 6х9) главной задачей было обеспечить их надежное крепление. Ведь
при принятой схеме аудиосистемы работа тыла заключается в первую очередь
в полноценном воспроизведении частот в диапазоне бас-мидбас. Поскольку
это невозможно без жесткой фиксации динамиков, заднюю полку пришлось изготовить
заново – из фанеры толщиной 16 мм, отделанной шумо- и виброизоляционными
материалами. Трехполосные громкоговорители установили в ней строго горизонтально
– чтобы басы звучали правильно, наклонять их в сторону слушателей не нужно,
а направленность сигнала ВЧ- и СЧ-диапазонов, как уже говорилось, в данном
случае необязательна.
Как правило, трехполосные динамики размером 6х9 рассчитаны на акустическое
оформление в объеме багажника – и грузовой отсек «шестерки» хорошо исполняет
роль корпуса сабвуфера. Правда, чтобы исключить акустическое короткое
замыкание, линию раздела между ним и салоном пришлось тщательно загерметизировать
вибропоглощающей мастикой. Крышку багажника, кроме того, покрыли шумоизоляционным
материалом. Собственно, шумоизоляцию провели и в салоне, и в моторном
отсеке. Результат не заставил себя долго ждать – теперь «Жигули» удивляют
пассажиров качеством звучания, достойным куда более современных моделей.