X

WILLIS: Эхо войны

Willys MB – Ford GP






Есть эксклюзив, поражающий воображение не ходовыми
качествами и не внешним видом. Потому что его создавали, чтобы поражать
не воображение, а живую силу противника. Оживший экспонат военного
музея атаковал искушенную автопублику с другого фланга – он растревожил
нечто, именуемое памятью.

На «Золотом пляже» под
Феодосией – солнце, песок, музыка и девушки. И – куча навороченных «тачек»,
на которых к побережью съехались пижоны со всей страны. Но все отвернулись
от них, чтобы посмотреть на местного жителя, приехавшего искупнуться в
обеденный перерыв. Сбились с курса даже те, кто в этот момент, увязая
в горячем песке, спешил к бару с холодным квасом.

В один миг над пляжем запахло порохом. Местный приехал купаться на «Виллисе».
Плоский капот, тонкий руль и откинутое лобовое стекло, привязанное к радиатору
двумя веревочками (похоже, шнурками от кроссовок).

Это то, что изначально называлось джипом. На чем воевали отцы и деды.
На чем ездили полковники, батальонные разведчики, на чем возили пулеметы,
патроны и раненых. Он мог обогнать «тридцатьчетверку», выехать из любой
воронки, не боялся густой грязи, русского бензина и масла под названием
«автол». И с тем же успехом мог угодить под обстрел, налет «мессеров»,
а мог быть разорванным миной или изрешеченным из безотказного немецкого
«машиненгевера-42». Этот уцелел.

Девушка в купальнике из нескольких веревочек, чтобы привлечь внимание
парней, спросила у белобрысого спутника: «Сань, а че за машина такая прикольная?».
Зря старалась – когда пахнет порохом, мужчины не обращают внимание на
девушек. А порохом пахло – выставленная на всеобщее обозрение табличка
на торпедо несла отметку: год выпуска – 1944. Там же написано, что на
самом деле это не Willys, а Ford: война ежедневно пожирала столько машин,
что вездеход удачного проекта приходилось тиражировать на нескольких заводах.

Как он попал сюда – вопреки шести десятилетиям, горам обязательств по
ленд-лизу и паровым прессам в Мурманске, где в сорок пятом американцы
плющили свои машины перед возвращением за океан? Кто его знает, может,
мы до сих пор должны этот автомобиль Америке, где он и сегодня числится
за каким-нибудь пехотным взводом, хотя номера на боковинах капота уже
давно затерты.

Странно, что никого не интересовали технические подробности – чтобы
собрать толпу, хватило одной лишь исторической достоверности автомобиля,
чей имидж сделала война. Между тем, отличия от современного «газика» и
Defender’а минимальны. Разве что опции: тогда еще солдаты не имели понятия
про климат-контроль и биотуалет, поэтому здесь – только детское одеяло,
брошенное на сиденье, чтобы пассажирка не обжигала нежную кожу о нагревшийся
дерматин.

Зрители, молча стоявшие вокруг стального свидетеля былых сражений, расступились.
Прошел водитель с супругой, коротко дзенькнул стартером, с места круто
развернулся (передок и не накренился – подвеска что надо) и резво умчался
по прибрежному шоссе. Публика не сразу двинула к своему бару – задержались,
как будто в кинозале, где только что посмотрели хорошее кино про войну.

 Личное
дело

Этот автомобиль с полным приводом и упрощенным кузовом под
маркой Willys Overland был принят на вооружение армии США
в июле 1941 г. А уже в 1942-м на заводах Overland и Ford цеха
по сборке модели работали в три смены. Всего за годы войны
было выпущено 639 тысяч вездеходов – 361 тысяча Willys MB
и 278 тысяч Ford GP. Именно аббревиатура GP (general purpose
– общее назначение) породила слово «джип».

52 тысячи этих машин получил от союзников СССР. Они поставлялись
в комплекте с запчастями и пособиями по эксплуатации.

 Ford
GP/Willys MB
Общие данные
Тип кузовакабриолет
Дверей/мест-/4
Грузоподъемность, кг250
Объем багажника, л
Габариты Д/Ш/В, мм3335/1585/1830
База, мм2030
Клиренс, мм220
Полная масса, кг1270
Трансмиссия
Тип приводаполный
Коробка передач3-ступ. мех.
Раздаточная коробка2-ступ. мех.
Двигатель
Типбенз. карбюр., R4
Объем, см куб.2199
Мощность, кВт (л.с.)/об/мин44 (60)/3600
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.барабан./барабан.
Привод тормозовгидравлич.
Усилитель руля
Усилитель тормозов
Подвеска передн./задн.зав. рессорная/зав. рессорная
Шины6,00 – 16
Эксплуатационные данные
Макс. скорость, км/ч104
Емкость бензобака, л57
Контрольный расход
бензина А-68, л/100 км12,0

Игорь Широкун
Фото Юрия Нестерова