X

ВР отменила штрафные баллы для украинских водителей: как это регулируется в цивилизованных странах

Верховная Рада отменила несовершенную систему штрафных баллов накануне введения автоматической фиксации нарушений. Но балловые системы широко используются в развитых странах. Почему принятый еще в 2015 году закон,по мнению законодателей, оказался неэффективным? Каковы его отличия от того, как это работает в Канаде, США и Германии? Стоит ли вообще вводить штрафные баллы за нарушение ПДД в Украине? Ответы на эти вопросы вы найдете в следующей статье

На внеочередном заседании Верховная Рада приняла закон, которым отменила норму начисления штрафных баллов для водителей. Этот закон упраздняет действующую систему, введенную в 2015 году. В соответствии с этой системой в течение года каждому водителю начисляется 150 баллов. Их списывают, если водитель нарушает правила дорожного движения. После того как баллы закончились, водителей начинают привлекать к ответственности. Списывать нарушения за баллы разрешается трижды: за каждое нарушение ПДД снимают 50 баллов. Система списания баллов должна была заработать только после введения автоматической фиксации.

Штрафные баллы – субстанция эфемерная, в отличие от конкретных денежных сумм. Учитывая низкую эффективность государственного управления, можно всегда рассчитывать на то, что информация о количестве штрафных баллов будет неточной или отсутствовать вообще, поэтому штрафы не придется платить никогда. Следовательно, этот вид наказания уйдет в небытие, по сути так и не начав работать. Ситуация, когда водитель не отвечает за неоднократные нарушения ПДД, не только не способствует соблюдению участниками дорожного движения установленных правил, а наоборот, создает чувство безнаказанности и подталкивает к следующим нарушениям.

Мотивация отмены системы баллов в ее нынешнем виде является логичной и понятной. Но стоит ли возвращаться к ней в будущем и в какой редакции? Как это работает в других странах? Попробуем разобраться в этих вопросах на примере Канады, США и Германии. Нарушение ПДД в этих странах облагается не только денежными санкциями – действует система баллов. После фиксации нарушения полиция насчитывает водителю определенное их количество.

Канада

В Канаде в зависимости от типа правонарушения, обстоятельств, при которых оно было совершено, а также опыта водителя, начисляется от 1 до 7 штрафных баллов, которые аннулируются в течение двух лет со дня нарушения. После достижения 9 баллов забирают права на два месяца. Если у вас 12 баллов, кроме запрета управления до года, для восстановления удостоверения придется заново сдавать теорию и практику.

Система начисления штрафных баллов в Канаде выглядит примерно так: за мелкое правонарушение (невключенный поворот) – 2 балла, нарушение лимита скорости или игнорирование знака «Стоп» – 3 балла, существенное превышение скорости или агрессивное вождение – от 4 до 6 и так далее. Семь максимальных баллов дается за оставленное место ДТП или побег от полиции. За телефонный разговор кроме штрафа до $2000 могут влепить 6 штрафных баллов. Неправильная парковка не предусматривает баллов. Интересно, что за «пьянку» за рулем штрафные баллы тоже не начисляются – это нарушение классифицируется как уголовное преступление, а не как административное правонарушение.

Нарушать правила дорожного движения в Канаде невыгодно не только из-за высоких штрафов и накопительной системы штрафных баллов. Некоторые виды нарушений (особенно это касается скорости) влияют на размер оплаты обязательного автострахования, безусловно, в сторону существенного ее увеличения. Кроме того, записи о нарушениях, которые остаются в базе данных некоторое время, публично доступны. Это означает, что работодатель теоретически может не взять вас на работу из-за вашей склонности нарушать ПДД, даже если работа не связана с профессиональными обязанностями водителя.

США

В Соединенных Штатах Америки существует своя система начисления штрафных баллов. Как и в провинциях Канады, каждый штат имеет свои особенности. Но различия несущественны как между штатами, так и между этими двумя странами. Например, в Калифорнии при достижении водителем 15 баллов страховая компания имеет право аннулировать договор, а купить новую страховку будет проблематично – мало кто хочет связываться с систематическим нарушителем, разве что цена страхового полиса будет очень высокой. Кроме того, канадские и американские системы объединены в общую базу. Это означает, что если вы имеете права канадской провинции Онтарио, но нарушили ПДД где-то в Мичигане и вам там насчитали определенное количество «поинтов» (очков), то они с высокой долей вероятности перейдут в базу соответствующей канадской провинции.

Срок хранения записей в базе может достигать 10 лет. За серьезные нарушения предусмотрены не только высокие штрафы (например, превышение скорости – от $200 до $1000), но и реальные тюремные сроки – до 5 лет за вождение «под газом». Штрафные баллы в некоторых штатах можно списать досрочно при условии прохождения соответствующих учебных курсов и тренингов.

Федеративная Республика Германия

Из-за территориальной близости Германии к Украине опыт этой страны особенно интересен. Немецкая система штрафных баллов является такой же накопительной, как и у стран Северной Америки. Но с некоторыми отличиями. Так, за превышение скорости до 20 км/ч, кроме небольшого штрафа, других наказаний не предусматривается. В дальнейшем в зависимости от степени превышения начисляются от 1 до 7 «пунктов». Два штрафных балла, полученные за одно правонарушение, могут стать причиной запрета на управление транспортными средствами от одного до трех месяцев. 7 баллов (это максимальное количество) дают за вождение под действием алкоголя вместе со штрафом от €500 и вплоть до возможности протестировать комфортабельные условия немецкой тюрьмы. За сознательный проезд на красный свет (в отличие от случая, когда водитель пытался проскочить еще на желтый), кроме трех-четырех «пунктов» в Флензбурге, вы можете получить срок до пяти лет.

Штрафные баллы в Германии имеют разные сроки хранения. Чем тяжелее нарушение, тем дольше оно будет влиять на репутацию водителя. Существует возможность убрать один балл, прослушав лекцию о безопасности дорожного движения, но это можно делать не чаще одного раза в пять лет. «Черной» зоны водитель достигает, получая 8 баллов. В этом случае снова получить удостоверение можно лишь после повторной сдачи экзаменов и медицинского теста на психологическую вменяемость – т.н. “идиотен-тест”. Подробнее о системе штрафных баллов в ФРГ можно прочитать на нашем сайте.

Выводы

Главные отличия систем штрафных баллов в развитых странах, в отличие от недавно отмененной украинской, следующие:

1. Штрафные баллы, которые начисляются параллельно с денежными санкциями, являются дополнительным стимулом для водителей отказаться от хронических и систематических нарушений ПДД.

2. В отличие от украинской системы, в которой планировалось предоставлять баллы заранее, а потом их вычитать, другие стартуют «с нуля», накапливают нарушения в виде баллов и аннулируют их со временем.

3. При достижении определенной критической массы в некоторых странах баллы влияют на размер страховой премии, что имеет положительное долгосрочное влияние на поведение водителей.

В развитых странах штрафные баллы – это дополнительный повод осознать ответственность за нарушения ПДД в случае их системного несоблюдения. Закон, который недавно абсолютно правильно отменили, предусматривал отсрочку реального наказания украинских водителей, которые и без того имеют привычку пренебрегать правилами. Но это не значит, что украинским законодателям можно на этом остановиться и оставить для автолюбителей лишь одноразовые наказания за нарушения. Должна быть разработана новая балльная система, цель которой – повышение степени ответственности водителей и их осознание, что за хроническими нарушениями следует наказание, которое гораздо серьезней, чем единовременный штраф.

Сергей Кудрявцев